Развивающие игры своими руками для сада. Мастерим игровые пособия для детей

Сделай сам детский развивающий конструктор "Велькрошка"!

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для дошкольников от 2 до 7 лет. Он не только развлечет малыша, но и принесет пользу: потренирует пальчики и в игровой форме познакомит с цветами и оттенками. Его можно с успехом использовать и дома, и в детском саду, и на даче. Конструктор гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен для детей старше 3 лет.

Для изготовления конструктора вам понадобится только застежка-липучка, называемая также «велкро», шириной 2 см. и ножницы. Ножницы есть в каждом доме, а липучка продается во всех магазинах для шитья, торгующих мерным товаром - лентами, кружевами, резинками и т.п. Чтобы конструктор был нарядным и интересным, приобретите липучку 5-7 разных цветов, выбирая самые яркие и красивые - желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый... Слишком много деталей одного цвета делать не нужно, поэтому достаточно приобрести по 50 см. липучки каждого цвета. Это обойдется не дороже 100 рублей.

Вот и всё! Конструктор «Велькрошка» готов!

Разумеется для группы детского сада можно сделать конструктор с гораздо большим количеством деталей, чтобы всем хватило.

Как играть с конструктором

Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если вы будете правильно с ним заниматься и покажете ребенку все его интересные возможности.

Малышам 2-3 лет для начала нужно давать совсем простые задания.

Задание №1. Возьмите 5 двойных полосок разных цветов, разъедините их, перемешайте и попросите малыша вновь соединить их, соблюдая цветовое соответствие. Когда это задание станет слишком легким, увеличьте количество полосок, добавив по нескольку полосок одинакового цвета. Так малышу придется подбирать половинки не только по цвету, но и по свойствам, ведь полоски липучки имеют две стороны - пушистую и «репьистую», а сочетаются друг с другом только разные. У малышей осязание очень развито, поэтому им доставляет огромное удовольствие такое тактильное разнообразие.

Задание №2. Соедините полоски друг с другом в произвольном порядке и попросите малыша навести порядок - разъединить неправильно соединенные полоски, а затем соединить друг с другом полоски одинаковых цветов. Разъединение полосок липучки доставляет детям радость и заменяет популярное упражнение для малышей с разрыванием листов бумаги.

Задание №3. Когда ребенок разберется с парными полосками - научится разъединять и соединять их, можно усложнить задачу. Попросите малыша соединить все полоски одного цвета концами в длинную линию, чередуя пушистые и «репьистые» детали.


Следующий этап - это задание соединить концами полоски двух или трех цветов и попросить малыша продолжить линию, повторяя заданный цветовой рисунок. Затем, задание можно еще усложнить, используя, как части орнамента уголки, крестики, квадраты, колечки.

Детям старше 3 лет уже можно показать, как собирать из деталей конструктора геометрические фигуры и образы. Начинать лучше с заданий на повторение - взрослый делает фигурку, а потом просит малыша сделать точно такую же по цвету и форме или только по форме, используя любые другие понравившиеся цвета.

Обязательно, покажите малышам приемы, с помощью которых полоски могут изменять свою форму и соединяться друг с другом. Так детали с разной поверхностью можно соединять разными способами: внахлест под разными углами, концами в линию, в кольцо или в «лодочку», сторонами в широкую полоску, по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

Только после того, как малыши научатся повторять собранные взрослым модели и освоят разнообразные приемы конструирования, можно давать задания на словах, например, сделай зайчика или сделай ракету, побуждая ребенка использовать полученные навыки, память и фантазию.

Возможности «Велькрошки», несмотря на простоту, достаточно разнообразны, чтобы изображать растения, животных, предметы, архитектурные сооружения и многое другое.

ВНИМАНИЕ! Не оставляйте ребенка младше 3 лет с конструктором без присмотра, чтобы он не запихнул его детали в рот и не проглотил их. Дети старше 3 лет могут играть с конструктором самостоятельно.

После окончания работы с конструктором соедините парами все полоски, сложите их вместе и стяните поперек с помощью двух соединенных концами полосок. В таком виде конструктор «Велькрошка» занимает мало места, не нуждается в коробке, ни к чему не цепляется и его удобно брать с собой.

Сделайте для своего ребенка интересную развивающую игрушку своими руками!

Основные положения о дидактической игре Дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: познавательное и игровое. Все дидактические игры разделены на три основных вида: -игры с предметами (игрушками, природным материалом); -настольно-печатные; -словесные игры. Prezentacii.com


Цели дидактической игры Развитие умения взять на себя определённую роль, выполнять правила игры, развернуть её сюжет. Формирование у детей правильного отношения к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. Систематизация и углубление знаний о Родине и мире в целом. Развитие сенсорных способностей детей, которые лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Развитие речи детей: пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли.


Сенсорика, как неотъемлемая часть дидактики, ставит следующие задачи: -развитие интеллекта ребенка; -систематизация знаний, полученных из внешней среды; - формирование эстетического чувства; -развитие воображения, наблюдательности и внимательности; -подготовка детей к будущей учебной деятельности; -обогащения словарного запаса детей; - развитие различных видов памяти (зрительной, образной, слуховой, моторной).


Ниже представлены дидактические игры, сделанные своими руками, для детей от 2 до 7 лет. Многие идеи взяты из интернета, но переработаны или дополнены, поэтому на авторство не претендую, но надеюсь, что материал будет полезен как для воспитателей, так и для родителей,у которых есть маленькие дети.


Математический планшет это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие познавательному развитию, а также развитию творческих способностей. А это означает – развитие тонкой моторики, дифференцированного восприятия, сенсомоторной памяти, усвоение обобщенных знаний и способов действия. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности и обеспечит полноценную готовность к школьному обучению и дальнейшие успехи в школе. Математический планшет даст возможность в играх осваивать систему координат.






«Божья коровка» сделана из фетра, наполнена синтепоном, чёрные кружочки крепятся на кнопки. Цель-развитие мелкой моторики рук. Сенсорное пианино сделано из половинок широкой белой липучки для одежды, чередующихся между собой, и чёрной тонкой липучки, посаженной на клей «Момент кристалл» Цель-развитие тактильных ощущений




Игра на внимательность «Расставь по образцу» Сделана из спичечных коробочек, склеенных между собой (можно использовать контейнеры из- подо льда). Ребёнок должен разложить фигурки по образцу на картинке, усложнение- запомнить и повторить рисунок. Цель- развитие внимательности,памяти.


Тантамарески и пальчиковые дорожки это фигурки людей или животных из картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков. Задачи: развитие мелкой моторики; речи; мышления, внимания, памяти, воображения. Материал для изготовления: цветной картон, фломастеры, клей ПВА, ножницы,. Можно использовать картинки из раскрасок или обложек,для укрепления-ламинировать или использовать скотч. Пальчиковые дорожки хорошо использовать для гимнастики или пальчиковых игр для укрепления мышц и развития координации. Материалы-пуговицы, ткань, нитки


«Рыбалка» и «Математическая рыбалка» Игра «Рыбалка» предназначена для тренировки дыхания. Материалы-аквариум или небольшая баночка, трубочка для коктейля, вырезанные из бумаги рыбки. Усложнить игру можно,написав на обратной стороне бумажных рыбок примеры. Такой вариант игры предназначен для детей старшего дошкольного возраста и совмещает в себе и тренировку дыхания, и закрепление навыков счёта в пределах 10.


Такие разные застёжки Основа- оргстекло. Виды одежды взяты из интернета, распечатаны на принтере и заламинированы,посажены на клей «Момент кристалл». Кроссовок сшит из джинсовой ткани. Варианты застёжек: пуговица на платье, молния на куртке пришита, пояс на халате из атласной ленты,липучки на обуви, шнурок на кроссовке. Пособие помогает ребёнку научиться застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, шнурки, тем самым развивается мелкая моторика рук и уверенность детей при одевании на прогулку и раздевании, что порой является проблемой для маленького ребёнка.




Игровизор Игровизор сделала из заламинированных листов на пружинке: 1 лист-поле из клеточек для графических диктантов. 2 лист-прозрачный нужен для выполнения заданий по картинкам(экономия методического материала) 3 лист-белый пустой для рисования 4 лист-математический. Я разместила на нём пособие «Состав числа от 2 до 10» Пособие получилось многофункциональным и практичным, т.к. фломастер смывается водой.


Фланелеграф сделан в виде папки: сшит из куска фланели, по краям окантовка из косой бейки. Папка сделана из упаковки от постельного белья, обклеена обоями, внутри нашиты с двух сторон липучки для крепления ткани, ручки из косой бейки. Фланелеграф ставится на подставку от декоративной тарелки Фигурки для фланелеграфа вырезаны из фетра или детских раскрасок, сзади фигурок наклеена липучка.


Шумовые инструменты Бубен сделан из коробки из-под селёдки,в которой просверлены дырочки и вставлены бубенчики для рыбалки, сама коробочка обклеена цветной бумагой. Погремушки сделаны из одноразовых ложек, между которыми зажато контейнер от киндер-сюрприза, наполненный крупой. Сверху украшено термонаклейкой для украшения яиц. Бубенцы для пальчиков сделаны из покупных колокольчиков, в которые продеты резиночки для волос. Шумелки сделаны из коробочек от мыльных пузырей, наполненных крупой.


Огород круглый год Пособие используется для ознакомления детей с овощами, растущими на огороде, для игры «Огородники», для сюжетно- ролевых игр «Ферма», «Магазин» и др. За основу взята коробка,по бокам она обклеена нарисованным забором и вырезанной из бумаги травкой. Грядки-это набитые синтепоном валики из коричневой ткани. Овощи сшиты из фетра и флиса по выкройкам из интернета. Капуста крепится к грядке с помощью липучек.



Тактильные счетные карточки.
Очень много о сенсорном развитии написано в трудах Марии Монтессори, которая учила детей различать материалы на ощупь и запоминать прилагательные, которые описывают тактильные ощущения - гладкий, шершавый, шероховатый, скользкий, ребристый и т.п.
Такие тактильные карточки легко можно сделать в домашних условиях их подручного материала, не затрачивая денежных средств.
ОПИСАНИЕ.
«Трогательная игра» (от слова трогать) представляет собой набор из 10 карточек с различными поверхностями и цифрами от 1 до 10.
КАКАЯ ПОЛЬЗА.
Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша, способствуют обучению счета от 1 до 10.
МАТЕРИАЛЫ.
- картон для основы;
- клей «Момент»;
- ножницы;
- цифры из бархатной бумаги
- материалы с различными поверхностями (наждачная бумага, войлок, атласная ленточка, кусочки кожи, дерево, пластмасса, пуговицы, колючая часть липучки и др.)
При изготовлении второго комплекта карточек вариации игр могут быть различными, например:
берем несколько пар карточек, переворачиваем рубашкой вверх, потом по очереди каждый игрок открывает по две карточки, если они совпадают, то игрок забирает карточки себе, а если - нет, то кладет на место;
берем по одной карточке, проводите по руке (ноге), ребенку надо угадать, что за карточка, но прежде, конечно, надо проговорить название каждого материала и потрогать все тщательно;
найти одинаковые карточки;
интересно просто потрогать.

Развивающая игрушка для детей: "Коробочка со стаканчиками - вкладышами".
Суть игры проста и очевидна любому взрослому, но вот маленькому крохе еще предстоит освоить эту "столь простую нелегкую" задачку!
ОПИСАНИЕ.
Сделать игрушку действительно несложно. Берем любую картонную коробку, желательно попрочнее. Далее коробочку обклеиваем цветной бумагой.
В стаканчики непременно нужно вложить что-то гремяще-звенящее, чтобы попутно с цветами, дети развивали и звуковое восприятие. Нужно постараться сделать звон стаканчиков разным. Для этого в один стаканчик кладем гречу, в другой рис, в третий манку, в четвертый семечки.
Сверху стаканчики закрываем картонкой и приклеиваем клеем, не забыв к каждому прикрепить петельку.
Внутри коробки делаем разграничитель, и внутрь каждого отверстия (по цветам) добавляем камешки определенного цвета.
КАКАЯ ПОЛЬЗА.
Закрепление знания размера; цвета; развитие моторики рук, навыки счета.
Вариации игр могут быть различными, например:
разложить камешки по цвету;
сосчитать, сколько камешков того или другого цвета;
угадать что лежит в стаканчике, запомнить звук и попробовать определить, что в стаканчике по звуку;
интересно просто потрогать.

Сортер: "Цветочная банка".
Сортер – детская развивающая игрушка, основным предназначением которой является сортировка предметов по одному или нескольким признакам. Этими признаками, как правило, являются форма, размер или цвет. Развитие мелкой моторики рук – главное, но далеко не единственное предназначение сортера. Сортеры развивают логическое мышление ребенка, координацию движений, сенсорику, формируют навыки анализа, умение сравнивать и находить причинно-следственные связи, знакомят малыша с формами различных предметов, обучают цветам. Что представляет собой сортер?
Описание пособия: Это банка, в которой имеются отверстия различной формы: это прямоугольное отверстия основных цветов для больших бусин от старых счет покрашенных определенным цветом, дырочки для проталкивания счетных палочек так же по цветам, отверстия для шнурков (шнуровка), и прикручивание крышек определенного цвета к цветку. В эти отверстия нужно вкладывать соответствующие по форме фигурки.
Вариативность:
Прикручивание серединок к определенного цвета цветку;
Шнуровка;
Проталкивание определенных предметов по цвету

Сухой аквариум. (для детей 2-7 лет) .

«Сухой аквариум» - набор яиц из под киндеров, собранных в пластмассовом тазике или коробке, можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать или потерять. Погружаясь как можно глубже в наполнитель «аквариума» (яйца), ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения координированными.

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом аквариуме» («бассейне») способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Вариант 1. «Купание» рук в «сухом аквариуме», погружение в крышки кистей рук, рук по локоть, по плечи, шуршание яйцами. Самомассаж в «сухом бассейне» можно выполнять под музыку или сопровождать стихотворным текстом: Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать яйца, одновременно сжимая и разжимая кисти рук, приговаривая: В «бассейне» яйца разные: зеленые и красные. Решили мы их посмотреть и пальцы запустили, Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Вариант 2. На дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрпризов. Опустить кисти рук в «бассейн», перемешать яйца, затем найти и достать игрушки.

Игры дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.

Дидактическое пособие “Разложи карандаши по стаканчикам”.
Цели:
развивать мелкую моторику пальцев рук;
внимание;
логическое мышление.
формировать умение различать цвета;
учить совмещать карандаш со стаканчиком; действовать целенаправленно, последовательно: слева направо
Описание пособия: Из потолочных плит вырезаем прямоугольники и фигурки карандашиков. Прямоугольники обклеиваем до середины квадратами из самоклеящейся плёнки разных цветов. Карандаши обклеиваем соответствующими цветами. Быстро, красиво, экономично!
Вариативность: предложить детям найти ошибку (положить один из карандашей не такого цвета или оттенка), и исправить ее, при этом указывая на ошибку.

Дидактическое пособие “Разложи яички в свои домики”
Цели:


Описание пособия: Основными цветами закрашиваем ячейки контейнера для яиц, покрываем лаком. Капсулы от киндер-сюрприза обвязываем соответствующим цветом.
Получается яркое и красивое пособие.
Дети должны разложить яички в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет яичек и цвет домиков.



найти одинаковые яички
сосчитать сколько яиц определенного цвета
разложить яички по цвету в тарелочки

Игра «Геоконт» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик»).
«Геоконт» - оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры.
В комплект игры «Геоконт» входит методическая работа «Умелые лапки». это сказочная история о Пауке Юкке и его внучатах – паучатах, игровые задания, схемы.
Методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» открывает цикл сказочных историй Фиолетового Леса. В ней «Геоконт» становится Чудесной Поляной Золотых Плодов. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их интересными и понятными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным преодолеть возникающие на их пути препятствия.
Развивающая суть игры.
Игра «Геоконт» развивает сенсорные и познавательные способности дошкольников. Самостоятельное конструирование геометрических фигур, когда задействуются зрительный и осязательно – тактильный анализаторы, способствуют формированию представлений об эталонах формы. В игровой деятельности развиваются мелкая моторика пальцев, память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать. Дошкольники знакомятся с таким свойством, как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение). Использование схем в игровой деятельности способствует формированию символической функции сознания. Построение фигур на листе бумаги по координатам игрового поля готовит детей к освоению простейшего программирования. С помощью координатной сетки дошкольники могут рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле.
Игра «Геоконт» и сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» погружают ребенка в мир геометрии, он осваивает основные геометрические понятия: «луч», «прямая», «точка», «отрезок», «угол», «многоугольник» и т.д.
Методические рекомендации.
Игра «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи. Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т.д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает».
Младший дошкольный возраст. Осваивая игру «Геоконт», дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант.
Старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные на «Геоконте» фигуры. Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета.

Оформление - техника декупаж. Тренируем пальчики и развешиваем флисовые, бумажные, фетровые (какие вам больше нравится) одежки на веревочки с помощью прищепок!

Тактильная подушка. Тренировка застегивания разных видов застежек.

Дидактическое пособие “Разложи камешки в свои домики”
Цели:
формировать умение различать и правильно называть 4-е основные цвета;
учить совмещать яичко с ячейкой, производить соотносящие действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская ячеек; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Дети должны разложить камешки в домики, в соответствии с их цветом.
По возможности назвать цвет камней и цвет домиков.
При изготовлении второго пособия и использовании одноразовых тарелок 4-х основных цветов вариации могут быть различные, например:
учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи.
развивать мелкую моторику рук
найти одинаковые яички
сосчитать сколько камешков определенного цвета
разложить камешки по цвету в коробочки

Игра «Дидактическая коробочка» — своими руками: ознакомление с цветом, развитие речи, развитие мелкой моторики, ознакомление с временами года.

Автор игры – учитель –дефектолог Маханева Ольга. Ольга работает с детьми от двух до десяти лет. Эта игра получила премию «За лучшую речевую игру» на нашем конкурсе развивающих игр своими руками Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру – к успеху!» — 2015. Это уже не первая игра Ольги, которая получает призы в конкурсе, ведь Ольга уже третий год участвует в нашем проекте и всегда делится своими идеями с другими педагогами и родителями.

Описание игры «Дидактическая коробочка»

Игра «Дидактическая коробочка» изготовлена из круглой жестяной коробки из-под конфет или печенья. Дно и крышка коробочки изнутри обклеены разноцветным фетром по секторам. Боковая грань крышки обклеена магнитной лентой.

Дно дидактической коробочки состоит из секторов четырех основных цветов — синий (зима), зеленый (весна), красный (лето), желтый (весна).

Крышка дидактической коробочки изнутри разделена на восемь секторов в соответствии с цветами радуги плюс белый цвет.

Крышка коробки снаружи разделена на 4 сектора и проклеена белым, серым, оранжевым, коричневым фетром. Это основные цвета шерсти животных, которые можно называть: зайчик белый, лиса оранжевая, медведь коричневый, волк серый.

Боковая часть крышки дидактической коробочки проклеена магнитной лентой. На нее можно прикреплять плоскостные черно –белые изображения зверей или птиц, называя их окрас и нюансы оттенков (бурый, рыжий).

Теперь добавляем кубики:

— на первом кубике – изображения лесных животных (на одной грани – одно животное),

— на втором кубике – действия животных (как они могут передвигаться),

— на третьем кубике – окрас животных (белый, серый, рыжий, коричневый, серо-белый, бело –рыжий и т.д.),

— на четвертом кубике – цифры или точки.

Пример игры с кубиками Вы найдете в статье

Как использовать игру «Дидактическая коробочка»

Игру можно использовать для знакомства детей с цветом, с временами года, геометрическими фигурами, развития мелкой моторики (упражнения с использованием прищепок), развития речи ребенка.

Варианты заданий с игрой:

— подбери пару (прикрепить красные прищепки к красному сектору, желтые – к желтому и так далее в соответствии с цветом секторов),

— назови, какого цвета животные – игра с крышкой коробки (речевая грамматическая игра для освоения согласования прилагательных и существительных: зайчик серЫЙ, мышка серАЯ, кошки серЫЕ). Размещаем фигурку животного на боковой магнитной панели крышки в соответствующем по цвету секторе и называем животное и его цвет,

— времена года (разложить картинки с признаками времен года по секторам и объяснить свой выбор – почему ребенок считает, что на картинке изображена весна, а не лето или осень),

— развитие мелкой моторики: а) прикрепление прищепок разных цветов в соответствии с цветом секторов, или б)прищепок с фигурками на бортик коробки. (Например, в игре «найди свой домик». Если бантик у игрушки синего цвета, то его домик – синий. И фигурку животного нужно прикрепить на синий сектор. Если красного – то красный и т.п.),

— классификация. Задание – разложить геометрические фигуры разной формы, размера, толщины по цвету по секторам в коробку (ребенку нужно выделить ведущий признак – цвет, не обращая внимания на разную толщину фигурок и их размер и форму)

— собери месяца года (называем месяца каждого времени года, если ребенок правильно назвал месяц, то он прикрепляет прищепку на соответствующий сектор).

— найди соседей (назвать соседей месяца – например, соседи января – это декабрь и февраль).

Коробку можно также использовать как домик –теремок для режиссерских игр с детьми.

Желаем Вам интересных игр!

Ирина Погорелова

Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных затрат. Такие игры Вы можете изготовить самостоятельно из того, что находится "под руками ". Кроме экономической выгоды такие игры позволяют развивать фантазию детей и взрослых. У меня остались два настольных перекидных календаря за прошедшие годы с хорошими плотными страничками (что в наше время редкость) и я решила превратить их в дидактические игры. Обклеила странички разноцветной самоклеющейся бумагой. Разрезала странички соответственно в первой игре на две части, а во второй на три. Распечатала на цветном принтере подходящие картинки и приклеила на двусторонний скотч. Игры готовы.

1. Дидактическая игра «Найди цветку пару» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Дети всегда не прочь поиграть, но чем старше они становятся, тем сложнее и занимательнее должны быть занятия с ними. Для тех, кому уже исполнилось 3-4 года, можно предложить данную игру.

Цели :

1. Научить сопоставлять предметы, выделять основные признаки.

2. Развивать внимание , память, мышление, мелкую моторику рук.

3. Закреплять понятия «разные» , «одинаковые» , «пара» .

Описание дидактической игры «Найди пару»

Дети, перелистывая странички, подбирают одинаковые цветочки.


На создание игры ушло совсем немного времени, а удовольствия, с которым играют дети целое море.



К тому же это очень увлекательно всматриваться в практически одинаковые картинки и искать незначительные различия.

2. Развивающая дидактическая игра «Что сначала, что потом?» – одна из помощниц в подготовке ребенка к школе. В процессе игры он учится связно выражать свои мысли , составлять длинные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.


Дидактическая задача. Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета .

Руководство. Педагог говорит, что если расположить картинки по порядку, то может получиться интересная история, а чтобы правильно положить, надо догадаться, что было сначала, что произошло, потом и чем все закончилось. Педагог разъясняет, как следует раскладывать картинки (по порядку, слева направо) .






После выполнения задания можно предложить детям рассказать полученный сюжет.

Рассказать историю.

Ведущий предлагает придумать историю по одному из сюжетов. Сначала можно рассказать лишь об одной карточке. Постепенно увеличивайте длину рассказа, направляйте ребенка дополнительными вопросами – чтобы рассказ получался связным и не состоял из отдельных слов.

Эта игра помогает не просто научиться составлять логические цепочки, но и облекать их в слова. Ребенок начинает проговаривать свои мысли , что развивает речь , улучшает ее связность и также стимулирует логическое мышление.



Я надеюсь, что мои идеи создания дидактических игр помогут Вам коллеги организовывать жизнь детей в игре. И использовать для создания игр бросовый материал.

Публикации по теме:

Дидактические пособия своими руками. Проблема- непрерывное обновлениепредметно-развивающей среды. Актуальность – обновление предметно-развивающей.

Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

В конце января 2016 года воспитателями младше - средней группы был организован и проведен проект под названием "Развивающие игры своими.

Практикум для родителей «Развивающие игры своими руками» Оборудование: замок из пенопласта; игрушки – оригами, вертушки, резиновые и пластмассовые игрушки, широкая лента для открытия города; плакат.

В каждом доме, у каждой семьи, периодически собираются стопки прочитанных журналов, газет, а также ненужные открытки, раскраски, книги.

Статьи по теме: