Как заинтересовать ребенка лепкой из пластилина. Как начинать лепить с самыми маленькими детьми

В целом занятия лепкой можно проводить даже с годовалыми детьми , используя мягкий пластилин или соленое тесто, тут исходить нужно из индивидуальных качеств ребенка – силы его пальчиков, готовности воспринимать информацию.

Но помните, что ждать чудес в виде лебедей, рыбок или прочих зверюшек от ребенка в малом возрасте не стоит .

Максимум, чего вы достигнете на первых порах , – простенькие грибы и так называемые змейки, которые по совместительству могут являться и браслетами, и бусами, и червячками.

В воображении ребенка даже обычный помятый колобок – это птица, куст или вовсе солнце, то есть однозначно произведение искусства.

Более сложные фигуры дети начинают создавать по достижению трех лет, может, чуть раньше, когда их движения становятся более уверенными, более точными, а разум уже без особых проблем .

Интерес – двигатель прогресса . Вот его вам и предстоит пробудить в своем чаде в первую очередь.

Подход к каждому ребенку, естественно, индивидуален и зависит напрямую от его характера и внутренних качеств, но вот несколько вариантов, способных помочь вам.

Ненавязчиво подведите тему разговора к лепке, намекните, что это возможность заняться чем-то новым.

Если юный скульптор проявит инициативу – хорошо, если нет – не отчаивайтесь , а предложите ему слепить какого-нибудь персонажа наподобие колобка или просто полюбившуюся вещь.

Неважно, что получится в итоге, для доработки деталей есть фантазия, главное – сама идея, импульс для работы.

Если ребенок по своей натуре любопытен, можете поступить хитрее: начните лепить без него . И желательно на его глазах.

Для большего эффекта можете использовать подручные средства: палочки, бусины, пуговицы, хоть макаронины, – чтобы украсить изделие или создать своеобразную картину-узор на размазанном пластилине.

Какой ребенок устоит? Но берите предметы покрупнее, ведь пробовать на вкус можно не только строительную основу, но и вспомогательные материалы.

Предложите лепку в виде игры из разряда «я начну, а ты продолжи». Не забудьте заранее приготовить материал и место проведения мероприятия.

Если малыш не откликается на призывы, не беспокойтесь, возможно, у него на данный момент есть более важное дело – , например, или детские игрушки.

А вот на следующий день, когда он будет абсолютно свободен, у него может резко проснуться потребность что-нибудь помять в руках. Наберитесь терпения и будьте готовы.

Когда с первым этапом привлечения малыша к творческой деятельности вы справились, возникает следующий вопрос: что конкретно делать ?

Во-первых, в качестве разминки опробуйте с ребенком основные приемы лепки : разминание пластилина, отщипывание от него маленьких кусочков, похлопывание и наконец сплющивание.

Показывайте действия на собственном примере, но не давите на ребенка, дайте ему возможность привыкнуть к новым ощущениям, самому разобраться с тем, как лучше выполнять тот или иной прием.

В случае совсем маленьких детей выбор не сказать, что широк, но, как предлагалось выше, можно раскатывать в ладонях простые фигурки , представляя на их месте нечто более конкретное, или рисовать на картоне.

Для второго варианта воображение придется включить и вам, ведь идея «рисунка» должна понравиться ребенку, заставить его действовать.

Естественно, именно рисовать у вас не выйдет, но отщипывать от пластилина кусочки и прижимать, приклеивая, к бумаге – вполне.

За идею можно взять даже звездное небо, для этого потребуются только пластина выбранного материала в желтом цвете и синий или фиолетовый картон.

Впрочем, просто размазывать пластилин разных цветов , вырисовывая причудливые линии и круги, по мнению детей, не менее увлекательно. И оставлять на всём этом отпечатки ладоней – тоже.

Потом созданное творение можно будет с легкостью повесить где-нибудь на видном месте и показывать домочадцам и зашедшим в гости людям, что самому ребенку покажется очень лестным и подстегнет к будущим свершениям.

Как совет, экспериментируйте с цветами . В малом возрасте дети только знакомятся с окружающим миром, так и сыграйте на этом.

Предлагайте юному исследователю цвета на выбор, проговаривайте их названия, ассоциируйте с объектами из домашней обстановки и природы.

Главное – объектами несъедобными , иначе и восприниматься куски данного материала будут в качестве еды, что резко усложнит процесс обучения.

Правда, некоторые дети все же прекращают попытки взять его в рот после первых неприятных вкусовых опытов, но здесь другой подводный камень – отвращение может вытеснить интерес, и дитя просто откажется от лепки .

Возвращаясь однако к теме цветов, как вариант проведения занятия: если ваш ребенок достаточно спокоен, вы можете сделать с ним соленое тесто и с помощью красителей придать ему цвет .

Если ребенок далек от определения «спокойный», можно перейти сразу к смешиванию . Подобная смена деятельности со скульптора на кулинара пробудет интерес у малыша, а постижение тайны окрашивания гарантированно вызовет у него неподдельное восхищение процессом и собственными возможностями. Заодно пополните багаж знаний.

А если ещё возьмете какие-нибудь пластмассовые или силиконовые формочки (из каких-нибудь наборов, продаются в детских магазинах), можно будет сделать красивые фигурки, в первом случае просто оставив тесто высыхать на день, во втором – отправив сушиться в духовку, что быстрее.

Актуально для любого возраста, так как не требует особых навыков, а для детишек постарше можно усложнить задание, предложив расписать получившиеся фигурки красками.

С более взрослыми, кроме вышеописанных методов, можно попробовать заняться витражным искусством – для начала только из пластилина, готовые наборы также найдете в магазинах.

Но лучше, если возраст позволяет, сделать с ребенком настоящий витраж, заменив стекло эпоксидной смолой и витражными красками. Это однозначно вызовет бурю эмоций и не только у ребенка.

Сама технология лепки для детей от трех лет меняется : больше возможностей, больше способов. Если разделить их, не вдаваясь в подробности, то получится такой список, который нужно осваивать постепенно:


В первом варианте ребенок просто делает несколько форм и объединяет их с целью получения какого-либо образа. Наглядными примерами служат снеговики, украшения и грибы.

Во втором варианте он лепит из одного куска пластилина, вытягивая и сжимая его по своему усмотрению. Этим способом создается большая часть объемных животных, если не сказать, что все.

Вы в детстве когда-нибудь пробовали лепить вазочки под мелочь, глубокие и мелкие тарелки для еды? Это и есть третий способ . Если ещё в распоряжение ребенку дать какие-нибудь яркие детали, он станет его любимым.

Четвертый говорит сам за себя – это всяческие рыбки и цветы, которые можно украшать и которыми можно украшать понравившийся предмет.

Как бы там ни было, не забывайте про разминку – мять пластилин можно как одновременно с ребенком, так и по очереди, представляя это ещё одной мини-игрой.

Выбор материала

Для самых юных скульпторов лучше подобрать мягкий материал, такой как обычный пластилин, мягкий пластилин и масса для моделирования.

Если же у вас достаточно свободного времени, можете самостоятельно или на пару с ребенком сделать соленое тесто, которое намного безопаснее для здоровья.

Для более взрослых ребят , помимо этих материалов, есть шариковый пластилин, всем известная глина, воск и жидкая керамика.

В любом случае покупать материал стоит исходя из личных предпочтений того, для кого он предназначен. Пробуйте, экспериментируйте, наблюдайте!

Как научить ребенка лепить. Мамина школа. ТСВ

Чего делать нельзя

Под строжайшим запретом – критика .

Ни при каких условиях и не под каким предлогом не критикуйте творение ребенка, особенно в начале его пути, иначе он уверит себя, что всё это бессмысленно, и бросит любые попытки, после чего никакие уговоры не возымеют действия.

Не имеет смысла предъявлять высокие требования тому, кто впервые в жизни держит в руках карандаш или кусочек пластилина, дети не рождаются гениями, чтобы сразу всё уметь. А вот ранимыми – да. Рождаются.

Поэтому с особым вниманием относитесь к себе, к словам, жестам и поступкам, анализируйте поведение, не выкидывайте его работы, не давайте ребенку даже малейшего повода сомневаться в собственных умениях.

Здесь необходимо понять одну вещь : кроме вас, у него никого нет. Ему не на кого равняться и некого слушать, не у кого узнать оценку. Вы – его родитель. И ваше мнение для него – всё.

Неважно, насколько те желто-зеленые прилепленные на картон кружочки и ломанные синие зигзаги похожи на ваше лицо, важно лишь то, как это видит ребенок.

И пусть черные круги в углу – машина. Это более чем нормально.

Хвалите ребенка за изобретательность , ненавязчиво интересуйтесь, где находятся глаза, нос, губы. Вселяйте ему уверенность в себя и желание развиваться.

Меры предосторожности

Не оставляйте малыша одного. Ни на миг.

Следите за его поведением : если ребенок, несмотря ни на все увещевания, продолжает тянуть пластилин в рот, следует подумать о перенесении занятий, так как смысла в них пока все равно не будет.

После занятий сразу же убирайте материал в недоступное место.

Лепка с ребенком – процесс нелегкий , но при должном обыгрывании ситуации очень веселый и познавательный.

Главное – общайтесь , непрерывно и обо всем, плавно направляйте его, помогайте, поддерживайте инициативу.

И не забывайте хвалить своё чадо, его подделки и желание действовать!

Для чего нужно лепить из пластилина

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.

Какой пластилин лучше
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно - попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый - апельсином, а красный - клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

C чего начать и как научить лепить ребенка ?

Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).

Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что в полтора-два года ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки.
Что умеет делать с пластилином ребенок в полтора-два года?

Отщипывать кусочек пластилина;
плющить пластилин всей ладошкой;
тыкать пальцем в раскатанный пласт;
катать из него «колбаски»;
из шариков, которые катает мама, делать пальцем маленькие лепешки.
прилеплять его к бумаге или столу;
катать большие шарики ладошками;
резать «колбаску».

На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышами от полутора лет. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.
Как и что лепить из пластилина с малышом

Выбор цвета
Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка - ваши предпочтения могут сильно расходиться.
Разминка
Когда цвет выбран, то не ждите, что малыш сам начнёт что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.

Основные действия
Покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка.

Кусочки
Отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.

«Колбаски» и шарики
Катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками.

Отпечатки
Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.

Облепливание
Предложите малышу облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная ваза. Для малышей помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них.

Пластилин и другие материалы

В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д.

Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.

Пластилин

Ну и, конечно, говоря о первых художественных порывах детишек, нельзя не сказать несколько слов об этом чудесном изобретении человечества - о пластилине. Материал отлично совершенствует координацию движений маленьких пальчиков, что влияет не только на развитие речи и мышления, но и на нервную систему в целом. Совсем маленьким ребятишкам пластилин можно заменить на съедобное тесто (дрожжевое или песочное). Слепить что-то конкретное и осмысленное малыши могут не раньше 2,5-3 лет. Но и для ребятишек помладше лепка - это очень полезное и к тому, же увлекательное занятие.

Дети в 1,5-2 года с удовольствием катают колбаски, отщипывают и прикрепляют кусочки-бусинки, скатывают, раскатывают, вдавливают, тянут, сплющивают пластилин.

Родители могут заранее подготовить к занятию специальные шаблоны (домик, елочку, яблоко), а затем с помощью пластилина или теста дать ребенку их раскрасить.

А уж если мамочка - натура творческая, с фантазией и ей хватает времени, вместе вы можете сделать настоящие картины на картоне или ватмане, совмещая лепку с аппликацией и рисованием. Украсьте „шедевры" различными предметами: веточками, камушками, листиками, а также крупами, макаронами, фасолью, манкой и даже баранками.

Виды лепки

Пластилиновая мозаика

На доске или листе картона рисуете контур будущей поделки. Чем старше ребенок, тем сожнее может быть контур. Малыш будет заполнять контур кусочками пластилина и получится цветная мозаичная картинка.

Когда ребенок станет старше, он сможет создавать большие картины из пластилина, полностью заполняя пространство.
Рельеф

В 2 - 2 с половиной при постоянных занятиях лепкой малыш уже может катать из массы шарики и палочки. В принципе, он способен уже делать настоящую скульптуру, но лучше в этом возрасте у малышей получаются рельефы. В руках катаются пластилиновые шарики и палочки, выкладываются в желаемой форме на доску для лепки или картон, приминаются и уплощаются пальцем.

Самое простое, что приходит в голову - снеговик. 3 шарика один больше другого помещаем друг над другом, 2 маленьких шарика вместо рук, выпуклый нос морковкой, глаза или рисуем стеком, или лепим из пластилина.

Также легко сделать рельефы животных: шарики - туловище и голова, палочки - ноги. Уши и хвостик прилепляем, как на скульптуру.
Скульптура

Уже в 3 года малыш сам может сделать простую скульптуру - того же снеговика или кошку, например. Подробнее, в какой последовательности лепить некоторых животных, есть на нашем сайте в разделе поделки из пластилина и теста.

Родителям, конечно же, хочется увековечить поделки своего чада, что позволяют сделать современные материалы для лепки. Но у теста и массы для лепки есть недостаток - при высыхании детали поделки обычно отпадывают друг от друга, так что запаситесь клеем, вам придется его использовать. К тому же масса растворяется в воде и нужно избегать сырости при хранении. Этих "неудобностей" лишена полимерная глина (пластика), но если ребенок работает с ней, внимательно следите, чтобы малыш не брал ее в рот и не облизывал пальцы.

Главное в занятии скульптурой - практика. Занимайтесь с ребенком и в нем обязательно проснутся творческие способности.

Как научить лепить ребенка?Занятия лепкой хорошо развивают мелкую моторику рук и это положительно влияет на развитие ребенка.

Не так давно я уже публиковала статью о том, как можно организовывать первые занятия по . В статье я рассказывала в основном про развивающие игры с тестом, которые помогут малышу научиться отщипывать, резать тесто, оставлять на нем отпечатки, да и вообще много чего интересного с ним сделать:) Сегодня мне бы хотелось продолжить тему лепки, но немного поподробнее остановиться на лепке уже не из теста, а из пластилина, и предложить вашему вниманию варианты самых первых пластилиновых поделок с малышом.

Занятия лепкой, как известно, чрезвычайно полезны для малышей. Даже во время таких, казалось бы, незамысловатых действий, как раскатывание колобка, колбаски развивается воображение, творческое мышление малыша. Ребенок учится воспринимать объемные образы, а заодно и тренирует мелкую моторику, что очень благотворно сказывается на развитии речи, на подготовке руки к письму. Иначе говоря, лепка в целом весьма благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, поэтому очень желательно включать ее в регулярные занятия с малышом.

Часто мамам кажется, что с годовалым малышом лепить еще рано, т.к. ребенок с большой вероятностью захочет испробовать пластилин на вкус. Однако даже если ребенок предпримет попытки его отведать, не отказывайтесь сразу же от ваших уроков творчества! Постарайтесь продемонстрировать малышу, на что способен пластилин, покажите, сколько всего необычного можно из него сделать. Даже если ребенок будет упорно продолжать «пробовать» массу для лепки, то первое время лепите из . Во-первых, ничего страшного не произойдет, если малыш его попробует, так как оно абсолютно натуральное, во-вторых, после нескольких дегустаций ребенок, скорее всего, откажется от этого занятия, т.к. тесто очень соленое на вкус.

Все поделки в этой статье можно сделать как из пластилина, так и из теста (магазинного, типа «Play Doh» или домашнего). Единственное, стоит заметить, что когда вы будете делать налепы на бумагу, пластилин будет значительно лучше прилипать к бумаге, чем тесто. Если вы все-таки работаете с пластилином, то выбирайте для занятий наиболее мягкий пластилин, чтобы малыш не разочаровался после первых же своих попыток полепить.

Всегда помните, что творческие занятия должны длиться не более 5-10 минут. Не удерживайте и не заставляйте ребенка лепить пластилином, если он этого не хочет или капризничает. Даже незначительное давление на малыша приведет к тому, что он в конце концов потеряет к творчеству всякий интерес. Поэтому, если ребенок отказывается лепить, просто предложите ему это занятие через какое-то время (через день, неделю, а может и через месяц), главное не заставляйте!

С чего начинать занятия по лепке с ребенком 1-2 лет

Естественно, не стоит на первых же занятиях лепить сложные поделки. Сейчас наша задача освоить основные и самые простые навыки работы с пластилином. Итак, чему в первую очередь нужно учить малыша:

  • Отщипывать кусочек пластилина большим и указательным пальцами
  • Разминать пластилин в ладошке
  • «Расплющивать» указательным пальчиком маленькие пластилиновые шарики. Поначалу шарики для малыша делает мама, затем постепенно учимся катать шарики вместе.
  • Катать колобок между двумя ладошками. Предпочтительнее задействовать обе руки (а не катать колобок об стол), так как в этом случае массажируются обе ладошки, что вдвое полезнее для моторики малыша. Если катать шарик двумя ладошками трудно, поначалу можно учиться катать колобок об мамину ладошку. Придавайте получившемуся шарику разные образы, так ваши простые манипуляции с пластилином приобретут смысл. Например, добавив к шарику листочек, можно превратить его в яблоко, а при помощи спички или зубочистки легко сделать настоящего колобка, который укатился от бабки с дедкой!
  • Катать колбаску между двумя ладошками. Обычная пластилиновая колбаска легко может стать огурчиком для проголодавшейся куклы Маши или червячком, который потом поползет по ручке малыша.

Ну а теперь различные варианты поделок из пластилина, которые можно создавать даже с годовалым карапузом.

Самые простые поделки из пластилина

Для всех поделок нужно будет заранее нарисовать или распечатать шаблон-картинку. В статью я добавила возможность скачать самые простые ч/б шаблоны. При желании вы можете предварительно раскрасить их, или, если у вас есть цветной принтер, найти более интересные цветные аналоги шаблонов. Думаю, малышу понравится любой вариант, даже черно-белый.

Старайтесь, чтобы при создании поделки каждый кусочек пластилина малыш отщипывал сам, а также по возможности скатывал в шарик.

  • Божья коровка

  • Зернышки для курицы

  • Снежинки


  • Арбуз с косточками

  • Пятнышки на мухоморе

  • Дерево с листочками

Поделки из пластилина с расположением элементов на конкретные места

  • Бусы

  • Перекладины для лестницы . Предложите ребенку помочь девочке забраться на пальму за кокосами – без лестницы тут никак не обойтись. –

  • Колеса для паровозика

  • Цветочек

  • Полоски для зебры

  • Пластилиновые прятки . Прячем колобка от лисы –

В своих занятиях вы также можете использовать готовые пособия. Это очень удобно, т.к. совершенно не требует дополнительной подготовки перед занятием. Вот какие пособия использовали мы:

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • (Ozon , My-shop )

Пластилиновая лепка – необычайно увлекательное занятие для любого возраста. Каждый при желании найдет ту технику и тему, которая будет соответствовать его предпочтениям. Сначала моя старшая дочка ни за что не хотела лепить (как и рисовать) со мной, хотя в развивающем центре делала это успешно и с удовольствием. Но я набиралась опыта, читала методички, смотрела обучающие видео, и через некоторое время мы с огромной радостью лепили уже всей семьей. Расскажу о наших личных секретах, которые помогли научить холеричного ребенка красиво лепить из пластилина. Сейчас старшей дочке 6 лет, маленькой – 3 годика, и вот что у нас получается (фото в статье – это работы за последний календарный год).

Несколько секретов лепки с малышами – наш личный опыт.

  • Для малышей все начинается с шарика. Его можно расплющить, раскатать в палочку, деформировать, вытянуть с одной стороны – так получается практически любая деталь.

  • Ребенку нужен быстрый результат. Как его достичь – решать вам, в зависимости от возраста. Для нас быстрый – это в течение 45-60 минут, когда Настюша была младше, укладывались в 10-20 минут. На самом деле за 10 минут ребенок без труда слепит вот такую эффектную и милую панду, а за полчаса – целую их семью вместе с бамбуком. При этом работа должна быть в меру сложной и соответствующей интересам ребенка. Можно заранее заготовить детали, которые потом вместе объедините. Можно взять на себя более объемные элементы, а ребенку предлагать помельче, но тоже значимые. Можно каждую деталь лепить вместе: ребенок – основное, мама уже детализирует. Повторюсь, зависит от возраста и навыков.

  • Глаза , уши, нос, хвост – именно эти части тела являются определяющими при лепке большинства животных. Именно по ним ребенок отличает зверей по видам. С глазами относительно просто: на белом кружочке черная точка – сразу игрушка оживает. Самый простой нос – чуть вытянутый и с черным шариком на конце (мышь, лиса, собака, волк, медведь кстати тоже). В ушки основного цвета можно добавить белую или бледно-розовую вкладку (зайцы, мыши, коты) – всегда хорошо смотрится. Такой же светлый «блинчик» уместен и на пузике. Ну, а хвост непременно должен быть реалистичным (колечком, с кисточкой, пушистым комочком и т.д.).

  • Пластилиновыми игрушками можно и нужно играть. Их можно брать в песочницу, в домашние игры, но всегда при условии аккуратного обращения – то есть чтобы кусочки пластилина не пачкали ковры, стулья, мягкую мебель и проч.
  • Пластилиновую картину лепить проще, чем объемную композицию .

  • Фон из цветного негладкого картона лучше, чем размазанный по основе пластилин . К тому же картон несложно комбинировать: нижний лист – голубое небо, на него – землю, песок или травку. Дело двух минут.

  • Для объемных фигурок нужно два типа пластилина . Твердый – для опорных частей, мягкий (можно восковой) – для детализации (розовых ушек, глазок, язычков, подушечек лап, пятнышек, плодов на дереве и проч). Или просто подогреть на батарее кусочки нужного цвета. К примеру, ствол дерева – твердый, а мелкие листочки на кроне – мягкие. Тыква мягкая, листья ее жесткие, а вот прожилки тоже мягкие.

Какой пластилин лучше

Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно — попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться.

Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый — апельсином, а красный — клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить.

C чего начать занятия по лепке из пластилина

Во-первых, помните, что во время занятий лепкой вам придется находиться рядом с ребенком, причем не только в качестве «надзирателя» (чтобы не съел пластилин), но и в качестве созидателя (лепить самим, вместе с ребенком).

Во-вторых, не переусердствуйте со сложностью заданий для вашего малыша, не требуйте от него слишком многого. Помните, что в полтора-два года ребенок только знакомится со свойствами пластилина, изучает их и экспериментирует с приемами лепки.

Что умеет делать с пластилином ребенок в полтора-два года?

Отщипывать кусочек пластилина;
плющить пластилин всей ладошкой;
тыкать пальцем в раскатанный пласт;
катать из него «колбаски»;
из шариков, которые катает мама, делать пальцем маленькие лепешки.
прилеплять его к бумаге или столу;
катать большие шарики ладошками;
резать «колбаску».

На этих действиях и основаны занятия лепкой с малышами от полутора лет. Развивайте эти умения, расширяйте и совершенствуйте их.

Как и что лепить из пластилина с малышом

Выбор цвета

Начните с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать, например, из двух цветов (не стоит предлагать сразу всю коробку пластилина, иначе у малыша просто «разбегутся глаза»). Главное, чтобы ребенка привлекало, а не отталкивало, поэтому не выбирайте сами за ребёнка - ваши предпочтения могут сильно расходиться.

Разминка

Когда цвет выбран, то не ждите, что малыш сам начнёт что-то лепить. Разомните пластилин руками: ребенок пусть разминает свой брусочек, а вы – свой. После «разминки» можно приступить непосредственно к лепке.

Основные действия
Покажите ребенку, как можно размять пластилин, отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепешку… В общем, следуйте основным действиям, описанным выше. Для первого занятия выполнение простейших манипуляций будет достаточно для того, чтобы заинтересовать ребенка.

Кусочки

Отщипывание кусочков пластилина – одно из любимых занятий малышей. Направьте это занятие в нужное русло – прилепляйте кусочки на плотный картон или просто на лист бумаги. Более усложненная версия этого задания: прилеплять кусочки пластилина «со смыслом»: «наряжайте» нарисованную елку, вешайте яблочки на нарисованные яблони и т.д.

«Колбаски» и шарики
Катайте «колбаски» и шарики из пластилина: двумя ладошками или одной ладошкой о кусок картона или бумаги. Получившуюся «колбаску» можно свернуть в колечко или в змею. А маленькие шарики можно раздавливать пальчиками.

Отпечатки

Одно из самых увлекательных занятий для малышей – делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы раскатываете лепешку из пластилина, а малыш тычет в него всем, чем можно (вернее всем, что Вы ему предложите): игрушечной вилкой, колпачком от фломастера, собственным пальчиком, ложкой.

Облепливание
Предложите малышу облепить пластилином стакан или любую другую емкость, которую затем можно украсить бусинами или любым другим материалом – получится отличная ваза. Для малышей помладше можно вырезать шаблоны разных фигурок и наклеивать пластилин на них.

Пластилин и другие материалы

В лепке из пластилина можно (и нужно!) использовать другие материалы: горох, фасоль, гречку, макароны разной формы и цвета, пуговицы и т.д.

Раскатайте из пластилина лепешки и предложите ребенку прилеплять на них мелкие предметы (это очень полезно для развития мелкой моторики детской ручки). Следите, чтобы все эти замечательные предметы отправлялись в пластилин, а не в рот.

Статьи по теме: