Что ты ценишь больше всего в жизни. Что самое ценное в жизни? Как же научиться ценить жизнь

ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ

Что самое ценное в жизни?

У каждого из нас есть ответ на этот вопрос. Кто-то первым делом назовет семью, кто-то работу, кто-то здоровье. Представления о главных жизненных ценностях руководят нашими поступками, стремлениями, определяют наш жизненный путь… А вы задумывались, что дороже всего для вас?

Система ценностных ориентаций характеризует мировоззрение человека, определяет его отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, составляет основу его "жизненной философии". По мере того как человек взрослеет и развивается, иерархия его ценностей меняется, так же как меняется и он сам.

Коротко о главном

В перечень главных ценностей человека, как правило, входят семья, стабильное материальное положение, карьера, уверенность в завтрашнем дне, дружба, эстетические и духовные ценности, самореализация и развитие личности, любовь, здоровье, молодость. А вот приоритеты каждый расставляет по-разному. То, какие из них выходят на первый план, во многом зависит от возраста, социального статуса и даже пола человека.

«Женская» система ценностей во многом отличается от «мужской». Если у мужчин доминирующим жизненным ориентиром является карьера, то у представительниц прекрасного пола – семья. Во многом это обусловлено сложившимися в обществе традициями и стереотипами. Ведь женщин, которым удалось создать свою «ячейку общества», отказавшись от попыток построить карьеру, окружающие воспринимают как явление обычное, а вот если ситуация складывается наоборот, то это считается уже неким отклонением от нормы. Несоответствие ожиданиям общества вызывает у женщины явное или подспудное чувство неполноценности. Масла в огонь подливают и окружающие – друзья, родственники, пытающиеся наставить «нерадивую» карьеристку на «путь истинный». В итоге женщина либо под нажимом родителей обзаводится семьей, либо идет своей дорогой, но окружающие смотрят на нее как на белую ворону и неудачницу. Таким образом, общество может навязывать нам какие-то ценности, нам не свойственные. Впрочем, то же самое могут делать жизненные обстоятельства – в таком случае принято говорить о так называемых «вынужденных ценностях». Скажем, когда юная девушка волею случая беременеет и обзаводится семьей, хотя морально к этому не готова, семья становится для нее вынужденной ценностью – по крайней мере, до тех пор, пока она не приспособится к новой роли.


Вынужденными ценностями также становятся здоровье и молодость – когда человек достигает преклонных лет. Пока он юн и полон сил, он воспринимает это состояние как должное, не задумываясь о том, как это ценно, если же его настигает болезнь (например, типично женская мастопатия ) или зеркало начинает неумолимо напоминать о прожитых годах, то в авангарде системы ценностей оказываются здоровье и попытка удержать ускользающую красоту. Кстати, красота и молодость как ценность тоже являются типичной отличительной чертой женской иерархии приоритетов.

Продолжение читайте в публикации "Возрастные жизненные кризисы" (стр.2)

При использовании материалов статьи ссылка на авторов (Арсентьева Татьяна и Ершова Светлана), а также на сайт строго обязательна!!

У каждого человека наступает такой период, когда ему кажется, что он не кому не нужен, жизнь его бесполезна и что он приносят окружающим одни беды. К сильным личностям эти мысли приходят ненадолго, а вот со слабыми, все происходит намного сложнее – они впадают в депрессию, от которой иногда не так-то легко избавиться.

Множество людей не понимают, что жизнь нужно ценить в первую очередь за то, что она у вас есть. Все мы хотим быть счастливы, а каждый ли понимает, что такое счастье и в чем его суть? А ведь оно может быть везде, если человек умеет ценить жизнь и радостные моменты, которые она ему дарит.

Как же научиться ценить жизнь?

Люди, которые были на краю гибели, или пережили страшные моменты в жизни, советуют: «Радуйтесь каждому прожитому дню, цените каждое мгновение, живите с наслаждением». Все это они поняли, лишь в те роковые секунды, перед большой бедой, которой их настигла. Но это не значить, что научиться ценить жизнь можно лишь тогда, когда испытаешь что-то подобное. Ценить жизнь можно начать прямо сейчас, если выполнять следующие несколько советов.

Везде и во всем ищите только хорошее

Часто люди не довольны тем, что имеют. Попробуйте на несколько минут представить, что у некоторых людей вообще этого никогда не было. Вот вы сидите на диване перед телевизором переключаете каналы, один за другим, и злитесь, что нет ничего интересного, а ведь было время, когда этого ничего не было, как же люди жили тогда? Ваш дом кажется для вас маленьким, а много лет назад люди жили в небольших лачугах без окон и дверей. Радуйтесь тому, что вы живете в этом современном мире, а не много лет назад, когда ни о каких удобствах и не знали.

Записывайте все то, что вам принесло счастье

Приобретите тетрадь, в которую вы будете записывать мгновенья счастья, которые вам преподносит жизнь. Записывайте самые маленькие события, порадовавшие вас за весь день. Например: зацвел цветок на клумбе, был яркий и солнечный день, нашли монетку по пути домой. Это будет для вас тренировкой, со временем вы научитесь замечать и радоваться каждой мелочи. Ведь нужно ценить жизнь не только за покупку квартиры или за новую машину!

Жизнь не вечна

Жизнь человеку дается лишь один раз, другого шанса не будет. Используйте ее на полную катушку. Определитесь что для вас самое главное, какое занятие приносит вам удовольствие, какие люди вам приносят счастье. Не сидите, сложа руки жалуясь на жизнь, все в ваших руках. Живите сейчас, ведь время летит быстро.

Улыбка

Улыбайтесь как можно чаще. Улыбаясь, вы сразу почувствуете себя лучше и счастливее. Улыбайтесь прохожим на улице, улыбнитесь поющей птице, маленькому ребенку на площадке, улыбайтесь даже, когда никого нет дома. Ведь от улыбки мир становится добрей.

Урок 32. Что ты ценишь в жизни больше всего?

Задачи урока

1. Учиться формулировать свои основные жизненные устремления.
2. Учиться ранжировать свои жизненные устремления и ценности.
3. Вспомнить и заново определить, что такое жизненные ценности и почему они так важны для каждого человека.

1. Индивидуальная работа над анкетой.
2. Групповая работа по подведению итогов индивидуального анкетирования.
3. Обсуждение шкалы жизненных ценностей и заполнение таблицы на доске.
4. Беседа о значении понятия «жизненные ценности» и их роли в жизни человека. Определение понятия «ценность»,
5. Домашнее задание: подсчитать процентные значения рейтинга жизненных ценностей класса.

Информация для учителя

Этот урок является одним из итоговых по программе третьего года обучения и всего курса в целом. Его можно использовать для оценивания успешности обучения. Урок начинается с индивидуальной работы каждого ученика над несложной анкетой. На листе бумаги нужно в течение 5–7 минут написать следующее: свои главные жизненные устремления (кем ты хочешь стать, когда вырастешь; чего хочешь достичь; что хочешь иметь и т.д.). Затем в отдельный столбик дети пишут, что им поможет этого достичь. Например:

1. Хорошая работа
2. Учеба
3. Дружная семья
4. Здоровье

В другом столбике перечисляют основные помехи, которые, по их мнению, могут препятствовать осуществлению планов:

1. Лень
2. Болезнь
3. Не будет желания
И т.д.

Далее в группах проводится обработка анкет. Все участники группы (4–5 человек) анализируют свои ответы, выявляя, на какое место они поставили те или иные условия достижения жизненных целей и помехи, препятствующие этому. Для определения «общего места», или рейтинга, каждой позиции они заполняют отдельный листок, в который заносят все перечисленное. По количеству совпадений и выявляется рейтинг, то есть определяется, что поставлено на первое, второе, третье места и так далее большинством участников группы. Например:

Следующий этап – подведение общих итогов на доске. Например, в классе 20 учеников. Из них «здоровье» поставили на первое место 14, то есть больше половины; на второе место поместили «хорошую учебу» 10 человек и т.д. На дом можно задать подсчитать процентные значения для каждого названия, если учащиеся уже умеют вычислять проценты.
После того как рейтинг всех основных позиций будет определен и зафиксирован на доске, обсудите с учениками понятие жизненных ценностей. Попросите их подумать, в чем различие между просто ценной вещью или предметом и жизненной ценностью.
В заключение дайте определение понятия жизненной ценности как нематериальной и отметьте, что на самом деле она бесценна в человеческой жизни – например, доброта, любовь, жизнь, здоровье, честность.
Подчеркните, какую роль эти ценности играют в нашем поведении, в наших решениях. Определите здоровье как одну из важнейших ценностей человеческой жизни, которая дается человеку как бесценный дар.

Задайте себе вопрос: что самое ценное в Вашей жизни?

Возможные варианты ответа:

1.Благосостояние (деньги, достаток, изобилие)

2. Тёплые, доверительные отношения (мужчина-женщина, дети, родители, друзья)

3. Здоровье (физическое и душевное)

4. Я сам (я сама).

5. Время.

Давайте вместе разберём эти варианты.

1. Благосостояние.

Конечно, очень важная сторона нашей жизни.

Важно здесь не впасть в крайности: нищету и, наоборот, такое богатство, которое полностью подчинит себе человека – ведь этим богатством надо управлять, не допустить его разбазаривания, думать о его преумножении и защищать от воров.

Ну, а нищета не нуждается в комментариях. Потому что нищета ставит человека на грань выживания, о высоких материях, о душе человеку и не придёт в голову задуматься - тут надо думать только о том, как самому выжить и накормить семью.

Основная масса моих читателей, надеюсь, не находится в этих крайних состояниях.

Что же требуется для того, чтобы это благосостояние постоянно поддерживать в своей жизни?

Прежде всего, наше внимание. А что нужно для внимания? – прежде всего наличие вашего желания (намерения) и времени. Благосостояние редко даётся человеку просто так. Часто надо работать, и хорошо, если работа – это любимое дело. А Любимому делу надо посвящать своё время.

2. Тёплые, доверительные отношения

(мужчина-женщина, дети, родители, друзья).

Большинство людей мечтают о таких отношениях, но часто мы натыкаемся на непонимание и даже отторжение.

Пример (в силу моего возраста) – родители и дети.

Вспомните себя, когда мы были молодыми родителями. Дети требовали нашего внимания, а мы хотели частенько отдохнуть от хлопот – отдавали их бабушкам –дедушкам на выходные или каникулы. Если такой возможности не было – старались занять детей каким-то самостоятельным занятием, где они бы нас не трогали. А мы спокойно могли бы заняться своими делами и просто отдохнуть.

Я не жалуюсь на детей- их у меня трое и все они замечательные.

Но наблюдаю, что выросшие дети - в большинстве своём считают себя умнее родителей, не считают нужным посоветоваться, а наше мнение по любому вопросу чаще всего игнорируется. Может быть, так и надо. Мы и сами не слушали своих родителей и поступали по-своему.

Т.е. если родители действительно хотят дружеских отношений со своим ребёнком – прежде всего они тратят своё личное время на общение со своими детьми и развитие их способностей.

(В скобках хочу заметить, что чрезмерное внимание и полная отдача своего времени исключительно своим детям - тоже, как всё чрезмерное - вредит обеим сторонам).

То же – в отношениях мужчины и женщины. На стадии знакомства мы готовы с радостью потратить своё время на свидания, стараемся заинтересовать друг друга. А потом в семейной жизни часто отдаляемся друг от друга, потому что перестаём уделять своё внимание (синоним - время) своему спутнику жизни.

3. Здоровье.

Когда мы молоды, нам хватает энергии на все дела, мы обычно не задумываемся над своим здоровьем и иногда неразумно им распоряжаемся.

С возрастом начинаются предупредительные звоночки - у всех людей индивидуальные – у кого частая простуда, у кого периодические боли, у кого давление. Т.е. организм просит нас обратить на него внимание.

Мы обращаем, но стараемся отделаться от этих настойчивых просьб как можно быстрее - посетить для начала врача, накормить организм таблетками, уколами, синтетическими витаминами, готовы даже потратить часть своих денег (благосостояния) на все эти мероприятия, иногда решаем вести здоровый образ жизни и даже начинаем заниматься гимнастикой, бегом или другими физическими упражнениями, но постепенно наш энтузиазм куда-то улетучивается и большинство из нас опять возвращается к прежнему образу жизни. В результате наши болезни превращаются в хронические.

Опять же повторюсь – здоровье требует нашего внимания, а внимание требует времени. Т.к. поддерживать здоровье надо постоянно – правильно питаться, правильно дышать, давать своему организму хоть какую-то физическую нагрузку и движение, поддерживать хорошее настроение и думать позитивные мысли (т.е. настроить себя на приём позитивных мыслей). А это тоже требует нашего внимания и затрат личного времени.

4. Я сам (я сама).

Правильно, всё правильно. Конечно, в своей жизни у меня самое ценное – я сама, а у Вас – это Вы.

Но что это значит? Удовлетворять свои постоянно обновляющиеся желания? При этом не обращать внимание на своих спутников и членов семьи? Жить, ублажая своё тело?

Я считаю, что если человек любит себя - он все 3 предыдущих пункта в своей жизни уже воплотил и уделяет время своим интересам. Находит такое дело, которое ему интересно. Тогда можно сказать, что человек действительно любит себя. Мы живём, пока нам интересно жить.

Только надо помнить, что никто, кроме нас самих, не будет Вам преподносить на блюдечке варианты Вашего дела. Это сделать должны мы самостоятельно.

Задайте себе вопрос: что самое ценное в Вашей жизни?

Возможные варианты ответа:

1.Благосостояние (деньги, достаток, изобилие)

2. Тёплые, доверительные отношения (мужчина-женщина, дети, родители, друзья)

3. Здоровье (физическое и душевное)

4. Я сам (я сама).

5. Время.

Давайте вместе разберём эти варианты.

1. Благосостояние.

Конечно, очень важная сторона нашей жизни.

Важно здесь не впасть в крайности: нищету и, наоборот, такое богатство, которое полностью подчинит себе человека – ведь этим богатством надо управлять, не допустить его разбазаривания, думать о его преумножении и защищать от воров.

Ну, а нищета не нуждается в комментариях. Потому что нищета ставит человека на грань выживания, о высоких материях, о душе человеку и не придёт в голову задуматься — тут надо думать только о том, как самому выжить и накормить семью.

Основная масса моих читателей, надеюсь, не находится в этих крайних состояниях.

Что же требуется для того, чтобы это благосостояние постоянно поддерживать в своей жизни?

Прежде всего, наше внимание. А что нужно для внимания? – прежде всего наличие вашего желания (намерения) и времени. Благосостояние редко даётся человеку просто так. Часто надо работать, и хорошо, если работа – это любимое дело. А Любимому делу надо посвящать своё время.

2. Тёплые, доверительные отношения

(мужчина-женщина, дети, родители, друзья).

Большинство людей мечтают о таких отношениях, но часто мы натыкаемся на непонимание и даже отторжение.

Пример (в силу моего возраста) – родители и дети.

Вспомните себя, когда мы были молодыми родителями. Дети требовали нашего внимания, а мы хотели частенько отдохнуть от хлопот – отдавали их бабушкам –дедушкам на выходные или каникулы. Если такой возможности не было – старались занять детей каким-то самостоятельным занятием, где они бы нас не трогали. А мы спокойно могли бы заняться своими делами и просто отдохнуть.

Я не жалуюсь на детей- их у меня трое и все они замечательные.

Но наблюдаю, что выросшие дети — в большинстве своём считают себя умнее родителей, не считают нужным посоветоваться, а наше мнение по любому вопросу чаще всего игнорируется. Может быть, так и надо. Мы и сами не слушали своих родителей и поступали по-своему.

Т.е. если родители действительно хотят дружеских отношений со своим ребёнком – прежде всего они тратят своё личное время на общение со своими детьми и развитие их способностей.

(В скобках хочу заметить, что чрезмерное внимание и полная отдача своего времени исключительно своим детям — тоже, как всё чрезмерное — вредит обеим сторонам).

То же – в отношениях мужчины и женщины. На стадии знакомства мы готовы с радостью потратить своё время на свидания, стараемся заинтересовать друг друга. А потом в семейной жизни часто отдаляемся друг от друга, потому что перестаём уделять своё внимание (синоним — время) своему спутнику жизни.

3. Здоровье.

Когда мы молоды, нам хватает энергии на все дела, мы обычно не задумываемся над своим здоровьем и иногда неразумно им распоряжаемся.

С возрастом начинаются предупредительные звоночки — у всех людей индивидуальные – у кого частая простуда, у кого периодические боли, у кого давление. Т.е. организм просит нас обратить на него внимание.

Мы обращаем, но стараемся отделаться от этих настойчивых просьб как можно быстрее - посетить для начала врача, накормить организм таблетками, уколами, синтетическими витаминами, готовы даже потратить часть своих денег (благосостояния) на все эти мероприятия, иногда решаем вести здоровый образ жизни и даже начинаем заниматься гимнастикой, бегом или другими физическими упражнениями, но постепенно наш энтузиазм куда-то улетучивается и большинство из нас опять возвращается к прежнему образу жизни. В результате наши болезни превращаются в хронические.

Опять же повторюсь – здоровье требует нашего внимания, а внимание требует времени. Т.к. поддерживать здоровье надо постоянно – правильно питаться, правильно дышать, давать своему организму хоть какую-то физическую нагрузку и движение, поддерживать хорошее настроение и думать позитивные мысли (т.е. настроить себя на приём позитивных мыслей). А это тоже требует нашего внимания и затрат личного времени.

4. Я сам (я сама).

Правильно, всё правильно. Конечно, в своей жизни у меня самое ценное – я сама, а у Вас – это Вы.

Но что это значит? Удовлетворять свои постоянно обновляющиеся желания? При этом не обращать внимание на своих спутников и членов семьи? Жить, ублажая своё тело?

Я считаю, что если человек любит себя — он все 3 предыдущих пункта в своей жизни уже воплотил и уделяет время своим интересам. Находит такое дело, которое ему интересно. Тогда можно сказать, что человек действительно любит себя. Мы живём, пока нам интересно жить.

Только надо помнить, что никто, кроме нас самих, не будет Вам преподносить на блюдечке варианты Вашего дела. Это сделать должны мы самостоятельно.

5. Время.

Подошли к последнему пункту.

Это время. Это обязательный компонент нашей жизни, нашего счастья.

Мы живём так, как будто этого времени у нас неограниченный запас, поэтому можем отказаться лишний раз поиграть с ребёнком, потому что хотим посмотреть очередной фильм о чужой жизни, насыщенной страстями и адреналином, вместо информации, полезной нашей душе и телу, мы почитаем очередной детектив, вместо прогулки с детьми на природе мы можем пойти в гости или принять гостей с обязательным обилием блюд и алкоголя, а потом несколько дней будем приводить своё здоровье в порядок.

Как часто я слышу от друзей, подруг, просто знакомых – «у меня нет времени на себя». «У меня нет на себя денег». «У меня нет…»

И действительно — посмотришь вокруг – нет у человека для себя ничего. Но не потому, что этого нет в действительности, просто действительность начинает соответствовать нашим словам, нашим убеждениям.

Что такое убеждение? Это всего лишь повторенное много-много раз утверждение.

Я выросла в необеспеченной семье, в школьное время у меня была школьная форма, а дома- халатик. На лето мне крёстная мама шила пару ситцевых платьев. У меня были подружки, которые постоянно обсуждали фасон платьев, которые им шили к очередному празднику. Мне эти разговоры были неприятны. Я просто молчала.

Однажды я получила урок, наблюдала, как одна женщина – пенсионерка жаловалась, какие мы, пенсионеры, бедные, причём жаловалась сотруднику учреждения, которое ей оказывало услугу, с зарплатой ниже её пенсии в 2 раза. И эта сотрудница сказала – а мы за 3500 рублей ещё и работаем целый день, и тратим деньги на проезд туда и обратно.

Давно, когда я ещё работала на своей любимой работе - любимой темой для сотрудников была тема отсутствия денег, причём больше жаловались те, у кого была зарплата гораздо выше моей и у кого были состоятельные мужья.

Знаю, какое чувство испытывают люди, которые обеспечены гораздо меньше, но при этом им как-то стыдно жаловаться на нехватку.

Я и раньше-то не любила жаловаться, но после этого случая перестала говорить о том, что денег мне не хватает.

И также не поддерживаю тему нехватки времени .

У меня как-то хватает, я делаю то, что мне нравится, много читаю, написала книгу, выложила её в интернете.

Ко мне на сайт заходят люди из самых разных стран, в статистике LiveInternet список из более 40 конкретных стран и одной страны под загадочным названием «Другие», с самых разных континентов — Европы, Азии, Америка, Австралии, даже недавно был посетитель из Африки.

Когда только начала вести свой сайт, я думала, что читать меня будут люди в возрасте после 45 лет. Оказалось, что это — только одна треть моих читателей, остальные моложе, и даже очень молодые люди приходят на мой сайт.

При этом хватает моей пенсии, чтобы заплатить за интернет и за сайт и домен.

Хотя не скрою, у меня была такая мысль, что можно заработать на продукте своего труда. Но, видно, во мне есть какое-то чувство, которое мешает это сделать, во всяком случае, я заработала не более 20% от потраченных на сайт и домен средств.

У меня нет готовых рецептов – как наилучшим образом использовать наше время.

Давайте просто будем помнить о ценности времени и тратить его на выполнение задач, постоянно возникающих в нашей жизни, при этом избегая чрезмерности.

Если Вам понравился сайт, Вы нашли в нём что-то для себя интересное, применили и получили результат –И ВЫ ХОТИТЕ ЖИТЬ В ПОТОКЕ БЛАГОДАРНОСТИ,

поддержите сайт, отправив любую сумму на Яндекс-кошелёк № 410011662319725

Статьи по теме: