Что такое пост, как правильно соблюдать его традиции. Православный пост: древность и современная практика Для чего нужен церковный пост

С определенными ограничениями неразрывно связана любая религия. Они могут касаться как норм поведения, моральных принципов, так и внешнего вида и избирательности в пище. Для верующих такие правила становятся привычными, поскольку вводятся с детства, в процессе воспитания. Тем, кто приходит к вере в зрелом возрасте, в таких вопросах, что такое пост и как следовать рекомендациям церкви, из чего состоит меню для этих дней, что будет, если не следовать запретам, приходится разбираться самостоятельно.

Придумали ограничение на употребление пищи еще в раю. Библия говорит: «От всякого дерева ты будешь есть, от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Исполнение поста для первых людей дается как заповедь, следствие нарушения этой заповеди – смерть, что и произошло: духовная смерть первых людей, а люди пожинают плоды этого преступления и по сей день.

Посмотрим примеры соблюдения таких запретов людьми ветхозаветного периода:

Из ветхого Завета

Мы видим, что состоит пост из плача и рыдания, люди одевались во вретища – в ветхую (рабочую) одежду и посыпали свою голову пеплом. Когда хотели, чтобы Господь помог им, тоже начинали поститься и потом только начинали молиться и обращаться к Богу за помощью. И так мы начинаем видеть, что соблюдение ограничений – это не только телесные дела или подвиги, отказ от той или иной пищи. В первую очередь это внутренний настрой, сердечные чувства и сокрушенный дух. Люди, которые постились в то время, находились в критических ситуациях. Они говорили из самой глубины своего сердца от всей души примерно так: «Помоги нам, ты видишь, что сами мы не можем преодолеть эту трудность. Ты сам возьми и спаси нас. Мы виноваты, мы нагрешили, нарушили Твои заповеди, но помилуй нас, прости и помоги. Спаси нас от наших врагов ».

И также перед серьезным делом или путешествием люди постились, всем сердцем обращались к Богу. Просили о помощи, сопутствия в дороге и защиты от врагов. Потому что сами люди не знали, что с ними там случится и что их ожидает на пути, как бы полностью предавали себя в руку Бога, всю свою жизнь и все дела. Так мы видим, что соблюдение запретов на пищу – это некая подготовка к результативной молитве, сосредоточение духа человека и понимание, что сам человек мало что может сделать без Божьей помощи.

Пощение помогает людям смириться пред богом и просить у него помощи. С таким чувство сокрушения и своего бессилия, в надежде только на помощь Господа просили милости, и если она не придет, то человеку не справиться. В те времена пощение означало абсолютный отказ от пищи, полное голодание, да люди и сами были в такой ситуации, что не о еде прежде думали, а взывали к Богу о помощи, потому что к городу подходили вражьи войска и всем грозила погибель.

Они взывали к Богу, чтобы тот спас их жизни спас и уберег от смерти. И представьте, если бы мы оказались в такой ситуации, думали бы мы тогда о еде или и о красивых одеяниях, тогда и правда был бы плач и мольба о спасении. Так постились люди Ветхого завета, жившие до нашей эры.

Полезное видео: православный пост, его цель и содержание

Пост в Новом завете

Во время Нового завета как поститься, нам показывает сам Иисус Христос. Прежде чем он вступает на земное служение, он уходит в пустыню, уходит от людей, уединяется и там постится 40 дней, не вкушая пищу.

Это был первый Великий пост в православной церкви, и Господь сам показал нам, там он был искушаем дьяволом. Когда под конец Иисус взалкал, то сатана сказал ему: «Если ты сын Божий, то скажи этим камням и пусть они обратятся в хлебы».

Христос ответил: «Не хлебом единым жив человек, но всяким, словом исходящих из уст Божиих». Тогда диавол поднял его на крышу храма и сказал ему: «Бросься вниз, ибо написано, что Ангелы понесут тебя на руках, и не преткнешься о камень ногою своею».

Господь ответил: «Не искушай Господа бога своего». Тогда сатана в одно мгновение показал Христу все царства земли. И говорил, что отдаст их ему, за то, что тот поклонится ему. Но Иисус отказался и сказал, что нужно кланяться только Богу и ему одному служить.

Так Христос победил сатану и подал пример всем христианам, показывая, что и мы должны так делать, и к чему стремиться. Думать не о хлебе насущном, не испытывать Бога, не думать о себе много, не стремиться к земным богатствам и земной власти, а всем сердцем искать Бога, искать исполнения заповедей и таким образом служить Ему. С тех пор все члены православной церкви соблюдают периоды, когда накладывается запрет на некоторые виды пищи, и через это стараются выйти, защититься от власти диавола и приблизиться к благодати.

В честь этого события до сих пор каждый год люди постятся 40 дней, это время называют Великим постом, и он самый главный у православных. Все кто соблюдают его, проходят как бы экзамен за весь свой год, проверяют, в чем они изменились за этот год, какие страсти побороли в своем сердце, какие вредные привычки оставили, а с какими еще нужно бороться. Испытание длится 48 дней, 40 дней в память о посте Господа в пустыне, а последняя неделя Великого поста – страстная седмица, последние дни жизни Христа и его страдания.

Все это время не положено вкушать пищу животного происхождения: мясо, молоко и все, что из него делают, яйца, рыбу. Следует воздерживаться от увеселительных мероприятий, шумных застолий, посещений театров, цирков, просмотров сериалов, телешоу и тому подобного времяпровождения.

Церковь в эти дни призывает к более частым
посещениям богослужений, напоминает о домашнем молении, призывает приступить к церковным таинствам, главные из которых Исповедь и Причащение (Святая Евхаристия), чтению святого писания, житий святых и духовной литературы, рассказывающей о самом смысле покаянии.

Если вы решили поститься, как настроить себя на соблюдение запретов? Главное – это узнать в первую очередь Божии заповеди и проверить себя на исполнение их. Разобраться в понятиях греха, что это такое, где он бывает и есть ли грехи.

Обратите внимание! В церковных лавках всегда есть книги, брошюры, которые помогают новоначальным проверить себя, – «Помощь кающимся» или «Дневник
кающегося». Они позволят разобраться, какие заповеди нарушались за всю жизнь, можно все записать и идти на исповедь, просить у священника благословение на испытание, обговорить с ним вопросы по здоровью, если имеются болезни.

Многие спрашивают, как правильно соблюдать пост, имея в виду прежде всего, какую еду разрешено готовить во время постных дней, при том забывая, что сила ограничений заключается не в пище, а в силе духа, в духовном бдении и контролировании в первую очередь своих поступков и эмоций по отношению к ближним, родным людям.

Стараться делать в это время больше дел милосердия, посещения больных, помогать немощным, неимущим, стараться делом исполнять Божьи заповеди.

Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью (Тов.12:8). В течение всего этого времени ходить на богослужения и пытаться вспомнить забытые грехи и так же в них каяться. Есть такой обычай – принимать участие в таинстве соборования (Елеосвящения) в Великий пост. Соблюдение постных дней – это личное дело каждого, и не стоит показывать или рассказывать людям о том, что вы поститесь, лучше содержать это в тайне.

А для чего нужен и что дает пост именно нам? Если мы будем добросовестно поститься и участвовать в церковных таинствах, то мы начнем видеть и замечать за собой слабые места и греховные наклонности. Тогда-то и начнется у нас смирение перед Богом, начнется появляться покаяние, а может, плач и рыдание, как у ветхозаветных людей, появится сильное желание покончить с грехом, выбраться из рабства страстей, вредных привычек, захочется тянуться к добру. Так человек вступает уже в духовную религиозную жизнь и начинает борьбу с темными духами, про которых Господь сказал: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Великий пост – самый длинный и строгий, но кроме него есть еще три:

  • Рождественский в память рождества Христова;
  • Успенский в память успения пресвятой девы Марии;
  • Апостольский (Петров) в память о святых апостолах Петре и Павле.

Кроме четырех основных периодов запрета на животную пищу православные постятся каждые среду и пятницу (кроме сплошных седмиц) в память страданий Иисуса Христа. В среду Церковь вспоминает предательство и взятие Христа воинами, а в пятницу – распятие на Кресте. Также есть люди, которые желают поститься всегда: это монахи или те, кто готовится принять постриг, да и среди нас есть много таких людей, только про них мало кто знает.

Соблюдение ограничений в пище для православного – это святая обязанность. Если не следовать церковному календарю без благословения священника, если не соблюдать запреты и правила, то нас не будут допускать до церковных таинств и вообще могут отлучить от церкви или дать время на исправление.

Важно! Всякий православный человек должен обязательно поститься по мере возможности и сил, если хочет очистить, освятить свою жизнь, приблизиться к Богу, то нужно поститься и просить Божьей помощи.

Для детей пост начинается в 7 лет

Для маленьких детей никаких ограничений нет. Начинаются запреты с 7 лет. С этого возраста человек становится самостоятельным в отношениях с Богом, и ему уже самому придется отвечать за свои дела. Дети 7 лет начинают ходить на исповедь и жить полной церковной жизнью. Болящим людям делают смягчения или полностью отменяют запреты.

Смысл ограничений – в смирении тела, а у болящих и пожилых людей тело и так страдает. Все запреты благословляет православный священник, и если мы сомневаемся в чем-то, лучше подойти к нему и посоветоваться. Главное в это святое время – «не есть друг друга», как говорят священники, т. е. не досаждать ближним, не огорчать их и не расстраивать, а с каждым человеком стараться поддерживать мир и любовь, по заповеди Христа.

Полезное видео: как правильно соблюдать Великий Пост?

Вывод

Во времена пришествия Христова многие постились и соблюдали весь закон. Но это были всего лишь внешние формальные дела, люди думали, что они угождают этим Богу, превозносились над другими людьми, которых считали хуже себя. Но Господь сказал, что истинные поклонники Божии те, которые кланяются Богу в духе и истине. Для Бога важны наши сердца, а не животы. Пост – это всего лишь инструмент для очищения нашей души. И нужно помнить, что всему своя мера, чрезмерное пощение тоже идет не на пользу, а может ввести человека в гордыню или помрачение.

Вконтакте

Архимандрит Никифор (Хоря) – настоятель Ясского монастыря во имя трех святителей и административный экзарх монастырей Ясской архиепископии (Румынская Православная Церковь).

– Отец архимандрит, зачем нужно поститься? Какую пользу приносят нам эти труды?

– Святой апостол и евангелист Лука говорил, передавая слова Спасителя: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Таким образом, увещание поститься исходит от Самого Спасителя, а слово Спасителя для нас, христиан, – высший ориентир. Мы, жаждущие жизни вечной и истины в мире сем, должны делать слово Господа нормой своей жизни.

С одной стороны, пост для нас – это аскетический подвиг, совершаемый для того, чтобы плоть не властвовала над душой, не замутняла проницательность ума, духовное внимание, а с другой стороны, пост – это естественное состояние человека, когда он сочувствует страданию другого или скорбит. Когда учеников Господа нашего Иисуса Христа фарисеи укоряли за то, что не постились, они услышали от Спасителя это слово: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19–20). Сам царь Давид, когда заболел его ребенок, долго постился, желая этими лишениями выразить свое раскаяние пред Богом .

– Православный пост можно назвать самым строгим во всем христианском мире. Как объяснить тот факт, что в Православии, в отличие от других вероисповеданий, не произошло приспособления к духу времени, заметного ослабления тех подвигов, которые требуются от верующих?

– Не только в том, что касается поста, но и во всем богослужебном цикле Православная Церковь не проводила аджорнаменто ; она не стала приспосабливаться к изменениям, произошедшим с человеком, не последовала за модой времени – но сохранила унаследованные ею истинные ориентиры как сокровище. На подобный вопрос отец Галериу отвечал, что и пшеница, этот основной продукт питания, уже так стара, но, тем не менее, никогда не обесценится, ибо всегда будет хлебом насущным для человека. Все наследие, принятое нами от святых отцов, вся наша традиция – это сокровище, и мы его, надеемся, не лишимся.

Человеческая немощь может послужить причиной для индивидуальных послаблений в посте при известных условиях – например, в случае болезни, беременности, но ее ни в коем случае нельзя возводить в норму, потому что человек, в какое бы время он ни жил, нуждается в строгом исполнении всех тех подвигов, о которых Церковь учит, что они и есть та самая жизнь, полная смысла, взыскуемая нами. А Церковь не делала послаблений в посте потому, что в этом не было необходимости. Если бы, например, в каких-нибудь краях или при определенных жизненных условиях не было другой еды, кроме яиц и брынзы, то Церковь непременно разрешила бы употреблять их в пост.

Пост, который соблюдается в нашей Церкви, не вредит, но, напротив, оживляет душу и прибавляет здоровья телу.

– С одной особенностью все чаще сталкиваешься в последние годы, и вас, ваше преподобие, уже, вероятно, спрашивали об этом: не теряет ли пост своего истинного смысла, если мы употребляем специальные так называемые «постные продукты», продающиеся в магазинах? Например, постный паштет, постную колбасу…

– Сегодня у нас много всяких «помощников», но при этом перед нами встают все новые и новые проблемы, и мы оказываемся более занятыми, чем люди минувших времен. Деревенская хозяйка, у которой нередко было еще и по семь-восемь детей, все же успевала заготовить все необходимое для поста. Это была часть ее домашних обязанностей, и так она выражала свою любовь и к семье, и к христианскому учению. Сегодня же, особенно в городах, очень часто и муж, и жена заняты сверх всякой меры и совершенно измотаны этой ежедневной сутолокой дел.

Возвращаясь к заданному вопросу: если мы, например, едим соевый паштет, приготовленный без всяких искусственных добавок и специй, или соевое молоко, чтобы восполнить количество белков в период поста, то это не значит, что мы не почитаем и не ценим поста. Ведь можно, в конце концов, и картофелем или капустой объедаться и есть их с такой жадностью, что тут не будет ничего общего с идеей поста, а можно съесть немного соевого паштета на завтрак, и это более здоровая альтернатива куску хлеба с маргарином, к примеру.

– Некоторые говорят: «Я не пощусь, потому что боюсь заболеть от этого» – или: «Я не смогу работать весь день, если стану поститься».

– Есть в «Добротолюбии» одно место – у аввы Иоанна Карпафского, – где говорится следующее: «Слышал я некоторых братий, постоянно болящих телом и не могущих поститься, обратившихся ко мне с вопросом: как можем мы без пощения избавиться от диавола и страстей? Таковым надобно отвечать, что не одним воздержанием от пиши, но и сердечным сокрушением можете победить и изгнать злые помыслы и врагов, внушающих их» .

Отношение к посту зависит от духовного состояния и веры каждого. По мере того как человек углубляет в себе молитву и веру в Бога, он получает силу, неведомую ему ранее, он обретает утешение и дерзновение к Богу. Спаситель говорил, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4: 4).

Если я пощусь, но не погружаюсь в слово Божие, если я мало молюсь, то, конечно, я ослабею, ведь у меня не будет достаточной веры, и в какой-то момент я почувствую себя беспомощным и испугаюсь. Сегодня многие из нас, исполненные немощей и жалости к себе, были бы готовы отступиться от поста, если бы можно было. У меня самого однажды был случай, когда дорогие мне люди, придя на исповедь, попросили: «Батюшка, благословите поститься только на первой и последней седмице, мы так постились всю жизнь». Я ответил им: «Очень хорошо, но если вы так постились всю жизнь, значит, вы не знаете, сможете ли вы выдержать весь пост. Так попробуйте же выдержать его, посмотрим, получится у вас или нет. Зачем исполнять заповедь о посте наполовину?»

Между делом объяснил им, что значит пост, зачем мы постимся и каковы плоды нашего пощения. Усвоив всё хорошенько, эти люди стали убежденными постниками и потом признавались мне, что не только выдержали весь пост, но даже старались, по возможности, добавить себе строгости. Так что лишь поняв смысл тех усилий, которые мы призваны приложить ради себя самих, а не ради кого-нибудь другого, мы обретем силу устоять перед искушениями нарушить пост.

Я знаю людей, у которых очень тяжелая физическая работа, и живут они в крайней нужде, но посты соблюдают строго, как монахи. Это нам пример того, что ищущим Бог подает силу, намного большую, чем мы можем представить себе. Люди, которые молятся, исповедуются, причащаются, обретают крепость в Теле и Крови Господней – этих истинной пище и истинном питье .

– Если члены одной семьи пост воспринимают по-разному, особенно когда один из супругов постится, а другой нет, то как сделать, чтобы это не сказалось на отношениях между супругами, например?

– Мужу, жене и вообще любому постящемуся, прежде всего, следует проводить пост в кротости, в душевной красоте, не изводя ворчанием другого и не ограничивая его. Рано или поздно тот увидит подвиг постящегося, и, может, наступит такой момент, когда он сам захочет поститься. А первый будет молиться о нем, и так исполнится слово, сказанное святым апостолом Павлом, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7: 14). То же самое относится и к любому другому члену семьи. <…>

– Некоторые спрашивают: как вынести насмешки и презрение коллег в ситуациях, когда на рабочем месте устраивают какие-нибудь мероприятия в постные дни?

– Такому человеку следовало бы понять, что в подобных ситуациях преимущество на его стороне. Люди привыкли «солидаризироваться», когда дело касается шуток, иронии и всего того, что способно ранить душу. Но наша твердость, в которой мы будем стоять непреклонно, покажет другим, что мы – люди, верящие в то, что делаем, и делающие то, во что верим. А если немного поскрести тех, кто смеется над тобой, то увидишь, что у них тоже есть какая-то вера, только они не следуют ей. Так кто же больше достоин иронии и жалости? Верящий до конца или верящий только когда гром грянет?

Очень важно исповедовать свою веру твердо, потому что наш пост – это не просто наше частное дело: в посте я сопряжен со всеми чадами Церкви, которые постятся. Я пребываю в послушании Церкви, в исповедании своей веры, а отходить от своей веры, совершая такой, казалось бы, малый поступок , – это уже отречение.

Даже если я куда-нибудь пойду, к коллегам по работе или друзьям, к примеру, и там на меня будут смотреть как на чудака, потому что я пощусь, все-таки обязательно наступит такой момент, когда, попав в какую-нибудь кризисную ситуацию, те же самые коллеги или друзья скажут обо мне: «Вот он – человек действительно верующий, он последователен в своей вере до конца. С ним надо посоветоваться, надо попросить его помощи».

Ведь люди не могут до бесконечности стоять на лжи. С одной стороны, они могут отвергать то, что ставит перед ними ограничения, но с другой – ценят твердо стоящих за свою веру в Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, мы не можем быть теплохладными . Ситуации, когда на нас смотрят с насмешкой и презрением, – это проверка того, способны мы или не способны исповедовать свою веру.

Великий пост держат многие, даже те, кто церковным человеком не является, даже те, кто себя позиционирует неверующим и агностиком. Для людей нецерковных главный вопрос поста: что можно, а чего нельзя есть. Часто в человеке просыпаются какие-то религиозные инстинкты, и пост здесь хорошая возможность эти инстинкты как-то удовлетворить.

В данном случае пост, конечно, не нужен. Пост совсем не об этом. Пищевые моменты – это вообще в посте дело десятое или даже двадцатое. Если в человеке просыпается какое-то духовное движение и он ищет, как ему приблизиться к Богу, надо начинать не с отказа от мяса, а с чего-то другого. Такому человеку необходимо оглашение, то есть научение вере, получение ответов на свои вопросы и знакомство со Священным Писанием и догматикой, постепенное врастание в богослужение и Таинства. А само по себе неядение мяса никак к Богу не приближает, нисколько! Если же есть желание сделать какой-то шаг ко Христу, то гораздо полезней будет начать читать Писание или какую-либо другую духовную литературу. При этом я не хочу сказать, что гастрономическая часть вообще не имеет значения. Имеет, это тоже важно, но, во-первых, это не центральное, во-вторых, начинать первые шаги в вере надо точно не с пищевых ограничений.

Мало кто знает, даже среди церковных людей, что изначально пост в христианской церкви появился как часть оглашения. На втором этапе оглашения, перед Пасхой, желающие креститься постились, слушали проповеди, готовясь к вхождению в Церковь через крещение. Люди наставлялись в Писании, в учении Церкви, как правило, радикально меняли свою жизнь, отказывались и отрекались от многого, что было несовместимо с жизнью христианина. То есть пост, как мы видим, имеет не только личностное измерение, но и соборное. Как и евхаристия, пост не просто дело моего личного благочестия, но это еще и церковное дело. К сожалению, церковное понимание поста, его соборное понимание сейчас практически отсутствует.

Но, конечно, пост важен и в плане личного духовного роста и развития. Многие верующие со временем охладевают к посту, начинают его считать какой-то устаревшей традицией, которая имеет мало отношения к реальной жизни, некий анахронизм. Где, мол, в Писании про пост написано? Да и вообще мы уже спасены, зачем нам поститься?

Во-первых, постился Христос: для нас это уже является вполне нормальным основанием для того, чтобы поститься.

«Искушение Христа на горе»
(фрагмент «Маэсты» Дуччо, 1308-1311 годы)

Сам Христос говорит о том, как правильно поститься:

«Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо» (Мф 6:17).

В другом месте Он говорит:

«Но придут дни, когда отнимут у них Жениха, и тогда станут они поститься» (Мф 9:15).

То есть пост является очень важной частью жизни человека. Да, когда человек уверовал во Христа, принял Его всем сердцем, то он, конечно, обрел спасение. Но спасение в каком смысле? В смысле, что он уже гарантированно в Царстве Божьем себе место забронировал и теперь может делать что хочет? Нет, конечно. А в том, что он встал на путь жизни. Но ведь с этого пути всегда можно уйти, потому что в этом мире еще действует зло. Да и сам человек, который уверовал в Бога, пришел в Церковь, имеет еще много чего, над чем стоит трудиться.

«От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное терпит насилие, и употребляющие силу овладевают им» (Мф 11:12).

Придя к Богу, человек получает дары Духа, получает благодать, которая его питает и вдохновляет: все верующие помнят тот период, когда действовала призывающая благодать, когда как на крыльях летал, все связанное с верой приводило в восторг. Но потом все это куда-то исчезло, стало пресно, банально и бессмысленно.

Это вполне закономерно: призывающая благодать уходит, затем нужен труд, духовный труд, чтобы те дары, которые человек получает вначале, приумножились, чтобы благодать снова и снова посещала сердце, чтобы человек возрастал в любви к Богу и ближнему. И вот здесь просто невозможно без поста. В нас очень сильна инерция ветхого человека: сей мир, во зле лежащий, тоже оказывает на нас сильное влияние, как и плоть, которая, по слову ап. Павла, противостоит духу. Поэтому человеку требуется труды, чтобы укрепиться в вере, в церкви. Но так как у нас почти нигде нет нормального оглашения, введения человека в традицию, то со временем, когда призывающая благодать уходит, человеку мало понятно: а что тут делать? При чем тут его жизнь и какие-то средневековые ритуалы?

Очень важно, что в христианской жизни есть две центральные составляющие: дух и смысл. Когда человек приходит в церковь, то он почти ничего или ничего не понимает, он движим духом, благодатью, и на этот период ему этого достаточно. Но потом он должен войти в смысл церковной жизни, воцерковиться. И это и есть залог умножения благодати. Но так как он смыслов не обретает, в том числе и смысла православных богослужений (большинство православных христиан не знают службу и не понимают ее), то со временем он теряет и благодать.

То же самое и с постом. Нужно войти в дух и смысл поста как духовного делания. Он актуален в контексте реальной церковной жизни, которая не сводится только к участию в богослужениях. Если человек живет совершенно обычной жизнью, при этом он вроде бы порядочный прихожанин: не курит, не пьет, жене не изменяет, работает хорошо, иногда даже кому-то помогает, то не понятно: зачем тут вся эта покаянная риторика и атмосфера Великого поста, зачем вообще он, пост, нужен? Просто как инструмент для самосовершенствования? Но всё совершенно меняется, когда человек начинает что-то делать в самой церкви, заниматься каким-то служением. Для настоящего церковного служения нужны дары Духа, но просто иметь их очень мало, надо еще научиться ими служить, их пускать в дело. А вот здесь человек может столкнуться с большими проблемами. Тут откроется большое пространство для покаяния, потому что человек столкнется с многочисленными немощами. Это как с физкультурой. Пока не начал делать упражнения, вроде у тебя все нормально, ты ходишь, сидишь, иногда даже до автобуса можешь пробежаться, а вот пришел на тренировку, и понимаешь, что и тут не то, и там не гнется, и здесь болит, что вообще, по сути, развалина.

Христианин – это не статус, это призвание, это служение. Все христиане – священники, а значит, призваны служить Богу, служить теми дарами, которые дает Господь. И вот, чтобы эти дары взращивать, чтобы приносить добрый плод, чтобы возрастать в служении, для этого и нужен пост. Он помогает максимально сконцентрироваться на главном, отсекать всё ненужное, преодолевать то, что мешает. В таком случае сюда органически вписывается и гастрономическая часть.

Призвание апостолов

Что же делать человеку, который еще не понял своё призвание и служение? И здесь снова пост – хороший помощник! Если человек полтора месяца максимально сосредоточится на духовном делании, поставит конкретную духовную цель, то тогда ему обязательно что-то откроется, что-то очень важное, и не просто откроется, но и дадутся силы, чтобы это важное начать воплощать.

Подводя итог, можно сказать: если мы хотим, чтобы Великий пост, как и вообще все другие посты, не просто сводился к гастрономии и к изменениям в чине службы, а чтобы он стал живой и действенной реальностью в нашей жизни, нужно возрождение института катехумената, когда время святой четыредесятницы стало бы временем сугубых усилий для одних по вхождению в Церковь, для других – по оказанию помощи в этом вхождении. То есть в Церкви должны возродиться в полноте миссия и катехизация и другие служения. Тогда верующие будут не просто заниматься индивидуальным освящением и спасением своей души, а начнут служить теми дарами, что даст им Господь, и тут понадобится пост для возрастания в своем служении, для умножения даров. Тогда самым радостным итогом поста была бы не возможность наконец-то разговеться, а крещаемые, прошедшие оглашение. И крестный ход перед пасхальный службой был бы не просто хождением вокруг храма, а торжественным шествием новокрещеных из баптистерия на их первое Причастие, и новорожденные члены Церкви были бы действительно самым главным плодом поста всех: и оглашаемых, и верных.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале

Человек был сотворен Богом как гармоничное существо. У первых людей, наших прародителей Адама и Евы, сначала живших в Раю, все составляющие их естества – дух, душа и тело – находились в строгом соподчинении. Это состояние можно уподобить правильно поставленной пирамиде: вершина – это дух, устремленный к Богу, средняя часть – душа, состоящая в подчинении у духа, и основание – тело, служившее послушным орудием души. При этом весь материальный мир подчинялся своему владыке, венцу творения – человеку. Но Адам и Ева согрешили своим непослушанием Творцу, вкусив плодов с запрещенного древа. В результате этого греха изначальная иерархия человеческой сущности была кардинально нарушена. С тех пор природа человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз: дух, разорвав свою связь с Богом, попал в зависимость от души; душа же покорилась телу, которое, в свою очередь, оказалось в зависимости от внешнего мира и поработилось материальному началу. Теперь между составляющими человеческой природы происходит разлад: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти, они друг другу противятся» (Гал. 5:17). Пост же является аскетическим средством, помогающим восстановить изначальную иерархию психофизической организации человека – покорить тело душе, а душу подчинить духу.

С древности известно, что каждый вид питья и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы сами назовете блюда, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Еда способна все больше привлекать к себе внимание, порабощать желудок, а значит, склонять душу к земному и тленному. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет, разве спо­собен человек в таком состоянии чисто и искренно молиться Богу?

Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Здесь Церковь предлагает давно проверенное средство – пост.

«Когда царь собирается взять неприятельский город, – говорил преподобный Иоанн Колов, – он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут» .

Вспомните противоположный пример казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. Не от этого ли оказался ослаблен их внутренний дух, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков?

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой – трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека: все внешние впечатления, земные удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот услышит слово Божие, вступит в общение с Ним. На это направлен пост. Он погашает привязанность к чувственным удовольствиям, чтобы человек насладился духовными истинами.

Пост есть рассудительное отношение к пище. Оно основано на многовековом знании действия ее на наше естество. Так, пища животного происхождения имеет свойство утучнять плоть и пробуждать страсти (особенно мясная). Поэтому во время поста христианин ограничивает себя в употреблении животной пищи, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей.

Таким образом, пост погашает привязанность к скотоподобным наслаждениям, помогает покорять духу плоть. Без поста невозможно восстановить в нашем естестве ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находились в полном повиновении душе.

Пост имеет для человека и педагогическое (воспитательное) значение. Если мы не научимся ограничивать себя в потребностях желудка, то как наша воля сможет побеждать более сильные страсти?

Необходимо помнить, что пост состоит не только в телесном воздержании. «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел» , – говорил святитель Василий Великий. Пост – это ограничение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека. В пост положено воздерживаться от супружеских отношений, легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время следует отказаться от таких вредных привычек, как курение, сквернословие и злоупотребление алкоголем.

Пост есть воздержание внешних и внутренних чувств от недозволенных впечатлений. «Пусть постятся не одни уста, но и зрение и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, – пишет святитель Иоанн Златоуст. – Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза – зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего» .

Однако у многих может возникнуть вопрос: разве каяться в грехах, бороться со страстями, делать добрые дела, мирно жить с ближними, воздерживать язык и т.п. мы должны только в дни поста? Не является ли все это всегдашним делом христианина?

Да, жить благочестиво, поступать по заповедям Божиим, вести борьбу с нечистотой внутри себя необходимо во все дни. Но у большинства из нас это получается плохо. И вот в дни поста всем нам предлагается очередная возможность научиться сдерживать язык, подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен, творить милостыню и т.д. Таким образом нам предоставляется возможность привыкнуть к добродетели и превратить ее в навык . Навык же необходим всем, чтобы потом, по окончании поста привычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык в посту от курения – и после Пасхи продли воздержание. Бросил сквернословие – не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без труда. Итак, наши упражнения, наш душевный и телесный труд – не только для времени поста. Они служат для приобретения навыка, а сам навык должен перейти на всю жизнь.

Пост – аналог длительного путешествия ради приобретения навыка отказа от грехов и страстей и стяжания (приобретения, взращивания в душе) добродетелей.

Пост – это школа покаяния, в которой человек должен yчиться yглyблять свою веpу, пеpесматривать свою жизнь и, насколько это возможно, изменять ее к лучшему.

_______________

Литература:

  1. Духанин В. Знакомство с Православием, или Начало познания духовного мира. – М., 2011.
  2. Протоиерей Андрей Ткачев. Всегда или только в посту? http://www.pravoslavie.ru/77530.html

Трудно отыскать такую религию, такой народ, где не было бы поста, совсем не было. Под постом мы будем подразумевать самое простое – воздержание в пище по религиозным причинам.

Диакон Павел Сержантов

Люди постятся, можно сказать, по всему земному шару. Понятно, что формы поста в отдельных религиозных традициях наблюдаются самые разные, но суть-то одна. Эту суть мы называем аскезой. По-гречески «аскеза» означает «упражнения», в смысле – духовные упражнения.

Да, для христиан пост служит одним из самых важных духовных упражнений. Пост духовно укрепляет христиан. Казалось бы, ограничение в пище должно у человека, наоборот, силы отнимать. Тем не менее, правильно совершаемый пост укрепляет христианина благодатной силой Божией. Правильный пост – значит умеренный, без нежелательного фанатизма.

Спор об аскезе

На одном научном семинаре у нас произошел маленький религиоведческий спор. Обсуждалась тема аскезы в иудаизме. В центре внимания на семинаре была кумранская община, события двухтысячелетней давности. Со всеми положенными оговорками про неортодоксальность Кумрана, про подчеркнуто аскетический характер общинной жизни.

На семинаре присутствовал исламовед, серьезный ученый. Он предложил вопрос: «Есть ли в иудаизме аскеза? Например, уважаемые представители суфийской традиции категорически заявляют, что в исламе аскезы нет». Интересный поворот темы. В обсуждении темы я тоже принял участие. Для меня ясно, что аскеза есть не только в христианстве, в буддизме, индуизме, но и в иудаизме, и в исламе.

Ясно, потому что пост практикуется во всех перечисленных религиях. А пост – это одна из главных аскетических практик. Православные христиане соблюдают Петров пост, иудаисты постятся на Девятое ава, мусульмане – в Рамадан. Как видим, пост специально приурочен к особому религиозному солнечно-лунному календарю. Постом может быть достаточно «голодная» подготовка к великому празднику-пиршеству. Или же ощутимое на «физиологическом» уровне воспоминание о таких событиях прошлого, что приводят душу в священный трепет.

Ясно, что религиоведам не надо смешивать разные религии, не стоит механически переносить понятия одной религии на другую. Христианский пост имеет множество особенностей, первостепенных по значению и второстепенных.

В христианском посте тема покаяния, например, важнее, чем тема ритуальной чистоты или тема религиозной дисциплины. Пост помогает христианам каяться. Именно в покаянии христианин обретает духовную чистоту и послушание Богу (религиозную «дисциплинированность»). О покаянии нет возможности сейчас говорить, потому что покаяние в христианстве – особая духовная практика, до тонкостей разработанная. А тема у нас не «покаяние», а «пост», и еще – вторая прибавилась – «аскеза».

Когда суфии утверждают, что в исламе аскезы нет, они хотят подчеркнуть отличие ислама от христианства. И суфии подразумевают, видимо, монашескую аскезу христианства (воздержание от супружеских отношений). В исламе, действительно, нет монашества. Соответственно, начисто отсутствует монашеская аскеза. Но ведь бывают формы немонашеской аскезы, их немало. Они есть в христианстве, имеются они и в исламе, свои для каждой религии. Разве не аскетическая практика – пожизненное воздержание от вина и любых алкогольных напитков? Ответ напрашивается сам. В самых разных религиозных традициях легко найти аскетическое воздержание от пищи и питья.

Смысл поста на поверхности

Почему люди постятся? Спросите и Вы получите сто ответов на один вопрос! Среди них будут и глубокие. Будут и те, что попроще, – лежащие на поверхности. Если пост продолжается много дней и ведет к празднику, то заговение ставится в неразрывную связь с разговением, как начало с концом. Смысл заговения надо искать в разговении. День Первоверховных апостолов – это «цель» Петрова поста, он весь устремлен к ней. Церковный праздник будет еще радостнее, если его предваряет пост, если совершается постовая подготовка к празднику.

Вспомните семейные праздники, вспомню и я. Вот ребенком я наблюдаю, как мама готовит всяческие вкусности. Аппетитные яства выстраиваются на кухне перед отправкой за накрытый столовыми приборами стол. Гости еще в дороге, умопомрачительные запахи щекочут мой нос:

– Мам, дай попробовать…

– Подожди, гости скоро приедут. Все сядем за стол. Попробуешь вволю, для того и готовлю.

Хотя и маленький, я понимаю, что просить бесполезно, придется ждать, когда наступит «вкусный час». Все родные и близкие соберутся, будут поздравлять друг друга, солнечно улыбаться, вкусно кушать и хвалить удачные блюда, поднимать за хозяев здравицы. Вот вам типичная картинка из семейного быта, не из церковной жизни. Однако и в церковной жизни что-то похожее тоже просматривается.

Вспомним о библейских праотцах. Когда Исаак хотел благословить сына, как он готовился к благословению? «Он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (Быт. 27: 1–4).

Что было дальше? Исаак ждал любимого блюда от любимого сына. Готов был долго терпеть, ведь охотничьи трофеи не по расписанию достаются. Святой Исаак дождался любимого кушанья, вкусил его в радость сердца и благословил угодившего ему сына, который оказался… «расторопнее» Исава и больше Исава дорожил благословением отца. Это уже не типичная картина из семейного быта, но часть священной истории, в которой праведный Бог спасает грешных людей.

Мы постимся, чтобы угодить Богу и получить от Него праздничную радость и укрепляющее нас благословение.

Статьи по теме: