Как учить и применять знания. Как хорошо учиться в школе

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Конкурентоспособность требует постоянного обучения чему-то новому. И будь то получение новых профессиональных навыков, изучение иностранных языков или освоение современных технологий, умение быстро обучаться может стать вашим важнейшим преимуществом.

Всех успешных людей объединяет одно важное качество: независимо от возраста и рода деятельности, они быстро осваивают что-то новое и не позволяют ошибкам или отсутствию компетенций портить себе жизнь. Возникает закономерный вопрос – как быстро учиться, если хочется достичь чего-то большего? Учёные утверждают, что есть 7 методов, которые помогают ускорить усвоение новых знаний.

Учите друга или коллегу

Если такой возможности у вас нет, представьте незримого собеседника и объясните ему новый материал или поделитесь деталями проекта, над которым вы сейчас работаете. Так вы не только ускорите процесс обучения, но и сможете быстро запомнить всю нужную вам информацию.

Записывайте заметки в бумажный ежедневник

На ноутбуке или в смартфоне делать какие-то записи быстрее и удобнее, тем более что современные девайсы всегда у нас под рукой. С этим не поспоришь. Но если вы хотите научиться быстро учиться – используйте ручку и бумагу. Когда человек записывает что-то от руки, он внимательнее слушает и лучше распознаёт ключевые тезисы. В то время как у сторонников электронных устройств процесс записи заметок превращается в бездумное стенографирование обрывков незаконченных фраз. К тому же они постоянно отвлекаются на просмотр входящих сообщений во всевозможных мессенджерах.

Разделите обучение на короткие промежутки

Не пытайтесь усвоить весь новый материал за один раз. Процесс обучения будет более эффективным, если вы научитесь разбивать его на равные отрезки времени продолжительностью по 30-50 минут. 10-20 минут будет мало, а вот час – уже слишком много. Мозг не в состоянии воспринимать массивы информации беспрерывно. Так и до выгорания не далеко. Поэтому регулярно делайте небольшие паузы. Даже после непродолжительного перерыва концентрация, а вместе с ней и продуктивность, повысятся.

Смените обстановку

Исследования показывают, что человеку легче запоминать новую информацию, если он периодически меняет обстановку. Пробуйте учиться в разных местах и условиях, экспериментируйте, прислушивайтесь к себе. Это поможет вам понять, когда вы ощущаете максимально комфортно. Ведь кому-то легче сконцентрироваться в абсолютной тишине, а кто-то, наоборот, заряжается энергией в переполненном офисе. К тому же какие-то предметы, люди или даже события будут у вас ассоциироваться с определёнными навыками или информацией. Благодаря этому, вам станет легче их запомнить.

Позвольте себе вздремнуть

Чтобы усвоить выученное, мозгу необходимо периодически отдыхать. Также ему нужен сон. Недавно в журнале PsychologicalScience были опубликованы результаты исследований, проведённых во Франции. Для эксперимента добровольцев разделили на две группы и в течение 2-х занятий учили переводить 16 слов с французского языка на кисуахили. Уроки для первой группы проводились утром и вечером одного и того же дня. А вот вторая часть участников занимались вечером, затем они отправились спать и только утром продолжили обучение. Результаты испытаний показали, что те, у кого была возможность выспаться, могли запомнить порядка 10 слов, а те, кто обучался на протяжении одного дня без перерыва на сон, смогли перевести в среднем 7,5.

Разнообразьте процесс обучения

На первый взгляд это звучит немного странно, но вы не сможете запомнить больше, если будете постоянно повторять одно и то же. Попробуйте немного менять методику во время каждого повторения материала – это поможет вам учиться быстрее. Чтобы убедиться в справедливости этой рекомендации, был проведён ещё один эксперимент: двум группам студентов поручили освоить одну и ту же задачу на ПК. Те, кто на втором уроке применяли тот же метод, выступили хуже, чем их оппоненты, которые использовали модифицированную методику. Напрашивается вывод: если ваш основной инстинкт – это развитие, изменяйте свой подход к обучению на разных занятиях.

Скажите многозадачности «нет»!

Человек не может оставаться продуктивным и выполнять работу по-настоящему качественно, если он занимается несколькими проектами одновременно. Он постоянно отвлекается, ему сложно сконцентрироваться, А мозг, вынужденный разрываться между разными задачами, хуже воспринимает информацию, поэтому вам и не удаётся быстро освоить новый навык.

Относитесь к обучению, как к вызову самому себе. Расставьте приоритеты и не распыляйтесь. Раскрывайте свой потенциал и становитесь ещё лучше!

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

В с овременном мире качественное усвоение новых знаний является одним из основных навыков. Однако многие даже не задумываются о том, как правильно учиться: исследования показывают, что большинство студентов применяют такие методы обучения, как зубрёжка, перечитывание и подчёркивание при работе с текстом, которые на деле оборачиваются лишь пустой тратой времени и усилий.

Образование - то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему учили.

Альберт Эйнштейн

На втором году обучения в университете я столкнулся с серьёзными проблемами: несмотря на то, что всё моё время было посвящено учёбе, я не мог справиться с объёмами преподаваемой информации.

Поэтому я решил найти способы повышения эффективности обучения. В результате поисков я наткнулся на книгу , авторами которой являются учёные в области когнитивистики Генри Рёдигер, Питер Браун и Марк Макдэниэл, доказавшие путём многочисленных исследований эффективность описанных ими способов запоминания.

Но, прежде чем познакомиться с основными методами усвоения знаний, давайте определим, каково значение слова «научиться».

«Научиться - значит получить знания, навыки и уметь моментально извлекать их из памяти всякий раз, когда приходится осмыслять проблему и искать способы её решения», - считают авторы книги «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки».

Вот способы, которые, по мнению Рёдигера, Брауна и Макдэниэла, помогут вам в этом:

Припоминание новых знаний

Ещё в 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз вследствие экспериментального изучения памяти получил кривую , демонстрирующую, насколько быстро мы забываем. За очень короткий промежуток времени мы утрачиваем до 70% полученной информации, затем процесс забывания замедляется.

Выводы, которые можно сделать на основании данной кривой, заключаются в том, что для успешного обучения необходимо прервать процесс забывания. Одним из основных методов для этого является припоминание, процесс самотестирования, при котором вы пытаетесь вспомнить изученный материал.

Как же работает данный способ? Во время изучения нового материала периодически прерывайтесь, чтобы спросить себя: «Что нового мы узнали? Каковы основные идеи? Как можно их соотнести с тем, что мы уже знаем? Как применить данные знания на практике?». Отвечая, не заглядывайте в текст. Также после прочтения смысловой части (главы, параграфа) представьте суть прочитанного и кратко изложите своими словами.

Интервальное повторение

Каким образом мы усваиваем информацию? Получая новые порции знаний, мозг связывает их с уже имеющимися, тем самым создаётся ассоциативная цепочка, для закрепления которой необходимо время. Поэтому зубрёжка и многократное перечитывание материала - не самые эффективные способы обучения.

Вместо этого учёные предлагают повторять информацию через определённый период.

Если повторить новое в течение часа после заучивания, вы сохраните половину информации. Затем следует увеличивать интервалы: повторяйте через день, через три дня, через неделю, через месяц и т. д.

Таким образом вы хорошо запомните информацию, затрачивая при этом гораздо меньше времени. В качестве инструмента можно использовать дидактические карточки или же их электронный аналог, предоставленный сервисами Quizlet , Tinycards , Anki .

Интерливинг

Психологи провели исследование, в ходе которого учащихся поделили на две группы. Первая группа изучала задачи одного типа, затем переходила к заданиям второго типа, а вторая группа осваивала задачи разных типов вперемешку.

После проведения тестирования выяснилось, что вторая группа добилась бо льших достижений. Из данного эксперимента следует вывод: независимо от того, что вы учитесь делать - различать картины художников, решать математические задачи или программировать - применение интерливинга (одновременного обучения сразу нескольким навыкам - прим. ред. ) поможет достичь отличных результатов.

Как это работает? Например, при решении математических заданий вместо того, чтобы последовательно решать задачи одного типа, поступайте следующим образом: как только уловили суть решения задачи, но не до конца разобрались в нём, перейдите к упражнению к другой теме, а затем возвратитесь к исходному. Тогда вам придётся чередовать решения различных заданий и всякий раз припоминать, как они решаются.

Мнемотехники

Как думаете, что лучше запоминается: слова или изображения? Многие ответят, что изображения, и будут правы: наш мозг мыслит образами, поэтому изображения сохраняются в памяти невероятно долго.

Если вы хотите запомнить термин, имя, идею, придумайте образ и подключите эмоции для усиления эффекта. Те, кто смотрел британский сериал «Шерлок», вспомнят, как главный герой погружается в «чертоги разума». Это отнюдь не выдумка сценаристов, а реальный приём мнемотехники, который применяли ещё древнегреческие ораторы - «Дворец памяти» .

С помощью данной техники человек способен запомнить огромное количество информации, выстраивая ассоциативные связи. Чтобы использовать «Дворец памяти», необходимо мысленно представить хорошо знакомое помещение: мебель и предметы интерьера будут служить в качестве «якоря», к которому привязываются элементы новой информации, необходимые для запоминания. Потом, когда вам потребуется эта информация, достаточно мысленно прогуляться по помещению.

Приёмы мнемотехники бывают разные: одни подключают нашу пространственную память, другие используют рифмы, третьи задействуют образное мышление.

Однако все они схожи в одном: они помогают эффективнее запоминать и при необходимости быстро извлекать знание из памяти.

Желая познакомить вас с действенными методами запоминания, я описал лишь основные принципы. Для подробного же изучения, помимо указанной «Запомнить всё. Усвоение знаний без скуки и зубрёжки», рекомендую также прочитать книги

В популярной книге под названием «Шеф-повар за четыре часа» ее автор Тим Феррис повествует, как можно научиться готовить. Однако не только этим полезна данная книга. Феррис делится тем, как быстро овладеть любым навыком, будь то экзотический язык, жонглирование или запоминание карт за ограниченное время.

1. Базовая система, состоящая из 4 принципов, что применяется абсолютно к любым навыкам:

  • Анализ – это первый принцип, который заключается в поиске минимальных изучаемых объемов информации, с которых стоит начать процесс приобретения знаний или умений. На данном этапе очень важно найти именно те «кирпичики Лего», которые станут базисом.
  • Отбор, заключающийся в поиске 20% дел, на которых стоит сконцентрироваться для получения 80% результата (всегда держите в памяти закон Парето , это важно в любых начинаниях, в том числе и для того, чтобы быстро научиться чему угодно).
  • Пошаговая последовательность представляет собой порядок, которому нужно следовать при обучении.
  • Мотивация на будущее – это определение реальных стимулов, которые будут заставлять вас двигаться к конечной цели. Так как быстро научиться чему-либо удается не всегда, стоит запастись терпением и разжечь в себе желание достичь конечного результата.

2. Проанализируйте задачу

Многие люди отказываются от выполнения какой-то задачи по причине того, что им нужно переработать для этого огромный массив информации. В первую очередь следует понять, на чем нужно сосредоточиться, а после разбить основную задачу на небольшие составные части.

3. Начните с тех методов, которые можно применять достаточно быстро

Очень скучно и неинтересно получать навык, позволяющий спрягать глаголы. Выраженный результат за короткий промежуток времени здесь невозможен. Однако если вы вспомните и выучите такие вспомогательные глаголы, как «хотеть», «иметь» и «быть», вы достаточно быстро приобретете этот навык и освоите весьма функциональную часть языка.

Полезные микропобеды позволят вам поддержать «боевой дух» и сделают процесс обучения быстрее и эффективнее.

4. Поиск наиболее простых составных частей сделает прогресс быстрым

В качестве примера Тим Феррис приводит процесс изучения японского языка, который включает 1945 иероглифов, огромная часть из которых состоит из пятнадцати черточек. Сегодня японцы применяют лишь двести четырнадцать ключей, с которыми справиться в разы проще. Более того, их изучение открывает ясный путь для дальнейшего совершенствования своих знаний.

5. Найдите личность, которая использует определенное умение или делится им с другими людьми долгие годы

Вам не обязательно искать самого лучшего эксперта. Достаточно выйти на контакт с тем, кто близок к изучаемой вами теме. Вам придется найти весомый аргумент для того, чтобы побеседовать с ним. Задайте эксперту вопрос, как бы он обучал конкретному навыку людей без особых способностей. Не будет лишним узнать о малоизвестных хороших мастерах своего дела. Также можно спросить, как этот человек видит двухмесячные курсы по конкретному предмету для тех, кто готов был бы выложить за это семизначную сумму.

6. Двигайтесь по пути развития по принципу «минимальной эффективной дозы»

Небольшие шажки легче приобретают формат привычки (вспомните правило 20 минут ). Так вы повышаете свои шансы не забросить начатое.

Многие, кто стремится сделать сразу все, отказываются от первоначальной затеи. Если вы беретесь за большой проект, ваш запал моментально пропадает. Небольшие качественные шаги не требуют много усилий, при этом позволяя увеличить продуктивность процесса обучения на длительной временной дистанции.

При изучении английского языка выбирайте наиболее популярные слова. Изучайте их ежедневно по несколько слов. В процессе обучения кулинарному искусству лучше сконцентрироваться на наиболее распространенных приемах приготовления.

7. Не стоит забивать кратковременную память чересчур объемными единоразовыми заданиями

Лимит кратковременной памяти – один из главных барьеров на пути освоения каких-либо навыков или знаний. Данный отдел памяти нужен для решения первоочередных задач, и он достаточно быстро заполняется.

Перегружая ее, вы начинаете совершать больше ошибок. Вот почему лучше делать небольшой прогресс за раз, дабы он полноценно уложился в вашем мозгу. После этого можно двигаться дальше.

8. Пробуйте новые методы в альтернативу старым известным способам

Многие знают способ разжигания костра по принципу «шалаша». Что удивительно, существует иной метод, который заключается в том, что слой маленьких веток кладется на крупные палки, после чего вся «конструкция» прикрывается газетой. Подобная схема разведения огня работает ничем не хуже «шалаша». Более того, она требует меньшего регулирования, что делает ее более эффективной.

Смена методики зачастую помогает найти более простое решение. неразрывно связано с поиском новых неосвоенных путей.

9. Исключите максимальное количество возможных вариантов

Человек старается найти максимум информации об изучаемом предмете. Создайте список всех самых весомых вариантов и данных. В результате вы сможете оперативно принять решение и потеряете немного времени на поиск, который зачастую забирает немало ресурсов.

10. Примите тот факт, что самодисциплина свойственна далеко не каждому, после чего сделайте реальные ставки с учетом провала вашего проекта

Независимо от того, насколько сильно вы мотивированы и насколько качественный вы создали план действий, каждому человеку свойственно отсутствие самодисциплины. Вот почему нужно учитывать вероятность возможной неудачи. Одним из методов является применение психологии человека, в особенности нежелания проигрывать.

К примеру, вы можете заключить сделку с собой о выполнении какого-либо дела, которое вы терпеть не можете, в том случае, если ваш труд окажется безрезультатным.

11. Тщательно следите за ключевыми аспектами процесса познания

Процесс обучения имеет пределы – это факт. В самом начале вы полны энтузиазма и потребляете много информации. Однако это истощает силы, после чего процесс замедляется из-за высокой нагрузки. Когда вы постигаете основы, процесс обучения останавливается. Если это произошло – вы достигли критической точки. Вам следует щепетильно следить за этим, предусматривая все заранее.

Наш мозг лучше всего учится на начальном и конечном этапе занятия. Поэтому нужно разбивать процесс на две части, дабы сократить время в середине. Также нужно помнить об эффекте Рестрофф, который заключается в том, что объект, который выделяется из массы сходных элементов, запоминается гораздо лучше. Вот почему стоит разделять монотонные занятия небольшими перерывами. Ну и нельзя забывать о конусе обучения Эдгара Дейла .

13. Подумайте об определенной безопасности

Тим Феррис в качестве примера рассказывает об инвесторе Уоррене Баффет е, который знаменит тем, что приобретает ценные бумаги по цене, которая ниже номинала. По этой причине можно предположить, что миллиардер с большой вероятностью останется на плаву тогда, когда ситуация на рынке ухудшится. В процессе обучения нужно практиковать такой же подход. Нужно удостовериться, что, если у вас не выйдет ничего, вы все равно получите существенный результат. Убедитесь, что вам удастся избежать худших провалов и получить пользу от ваших усилий. При этом неважно, какое благо вы получите в итоге.

14. Учитесь у правильных выдающихся людей

Майкл Фелпс не является достойным примером, поскольку этот человек обладает хорошими физическими данными и большим спортивным опытом. Лучше обращать внимание на тех людей, которые ничем не выделялись, а после стали выдающимися личностями. Именно они владеют техниками, которые вы можете использовать для себя.

Таким образом, Тим Феррис дает ценные советы о том, как быстро научиться чему угодно , независимо от выбранной сферы. Следуя вышеперечисленным принципам, каждый может легко и достаточно быстро приобрести навык в любой области.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Статьи по теме: