Как научиться читать про себя не проговаривая. Быстрое чтение без проговаривания - блог привычка не думать

Проблема артикуляции. Артикуляция - проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам , понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.

Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда . Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.

При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы , которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3 .

Упражнения 2.1. Альтернативный текст

Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.

Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.

Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.

Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»

Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст "про себя" и его приходится быстро "пробегать глазами". Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.

Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели - умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку . Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.

Правило четвертое: читаем без артикуляции!

Исследования показали, что существуют три способа чтения. Первый – это артикуляция, или проговаривание текста вслух. Скорость при этом, очевидно, небольшая. Второй способ – это чтение про себя, при котором открытой артикуляции нет, внешняя речь преобразована во внутреннюю. Смысл так усваивается гораздо лучше, и в этом случае скорочтение возможно. Но наиболее эффективный способ – это чтение с максимальным сжатием внутренней речи, когда она сокращается до ключевых слов и смысловых рядов.

Как мы уже говорили, артикуляция тормозит процесс чтения и от нее необходимо избавиться. Но не повредят ли повышенная скорость чтения и сокращение артикуляции усвоению прочитанного?

Психологи утверждают, что порой при чтении слова заменяются зрительными образами, схемами, а целые группы слов – одним словом.

Быстро читающие люди сразу улавливают замысел автора без проговаривания текста вслух, а затем усваивают его на уровне внутренней речи. При этом, несмотря на высокую скорость чтения, понимание и усвоение текста будут качественными – ведь основная идея понятна с самого начала. Научиться этому вполне возможно.

Вы наверняка знаете, что в зависимости от преобладающего способа восприятия информации люди делятся на два типа – аудиалы и визуалы. Аудиалы лучше запоминают на слух, визуалы – с помощью зрительных образов. Это отражается и на процессе чтения: визуалы читают про себя и используют наглядные образы, а аудиалы пользуются артикуляцией. И это, конечно, менее производительный способ. Именно поэтому среди людей, которые читают быстро сами по себе, подавляющее количество визуалов. Но остальным отчаиваться не стоит. Любого человека можно научить при чтении сокращать артикуляцию и использовать код визуальных образов.

Итак, даже если вы читаете про себя, это еще не значит, что у вас полностью отсутствует артикуляция. Возможно, она просто преобразовалась во внутреннюю речь. То есть вы сами не отдаете себе отчета в том, что во время чтения проговариваете про себя значительную часть текста. Как же сократить внутреннюю речь до минимума?

Сначала следует разобраться, что же такое внутренняя речь. Это речь, которая не служит целям общения, а обслуживает только мышление. Например, вы примеряете в магазине несколько рубашек. Вы говорите про себя: «Нет, эта широковата…Попробуем вот эту, синюю… Рукава короткие!… На кого их шьют, в конце концов?!»

Порой бывают «мысли вслух» – это не что иное, как внутренняя речь, скрытая форма внешней. Кстати, дети совершенно не умеют думать про себя, у них не сразу формируется механизм преобразования внешней речи во внутреннюю.

Но чаще всего внутренняя речь вообще прекращает быть речью. Она содержит не звуки и слова, а визуальные образы, схемы и так далее. Это очень легко доказать с помощью ритмического постукивания карандашом по столу. Внешняя речь более развернута во времени, мы произносим слова с определенной последовательностью и на каждое из них тратим какую-то долю секунды. Если во время того, как человек говорит вслух, начать монотонно постукивать, он собьется. Так и при чтении – человек проговаривает про себя слова и тоже сбивается. Но если мы просто думаем о чем-то и в то же время отбиваем ритм, постукивание нам мешать не будет. Это значит, что внутренняя речь не обладает такой протяженностью во времени, как внешняя. Речь как будто растворяется внутри нас, разбивается на образы и схемы. Основываясь на этом, можно сформировать новую систему перекодирования смысла текста человеческим мозгом, основанную на использовании ярких визуальных образов.

Мы выяснили, что лишь сокращение артикуляции может обеспечить настоящее скорочтение. Как же этого добиться? Самым эффективным упражнением будет выстукивание ритма. Вот в чем оно заключается. Вы читаете про себя и одновременно отбиваете карандашом специальный ритм, не характерный для русской речи. Он состоит из трехчастного постукивания с четырьмя короткими ударами в первой части и двумя длинными ударами в каждой следующей части. На первом звуке каждой части удар усиливается.

Такой ритм становится помехой для любой артикуляции – как внешней, так и внутренней. Вы спросите: что же, читающие быстро все время так и отбивают ритм при чтении? Конечно, нет. По меньшей мере, это выглядело бы странно. Достаточно многократно тренироваться и в общей сложности прочитать 20 часов с постукиванием ритма, чтобы новая программа чтения без проговаривания сформировалась.

Главное в занятиях – точно выучить ритм, а затем простучать его до полного запоминания. Очень важно отбивать ритм самому, собственной рукой, и самому контролировать его правильность. Это нужно соблюдать потому, что в человеческом организме движение рук неразрывно связано с речевым аппаратом. Не будем вдаваться в сложные научные объяснения, просто примите это как данность. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как вы выучили ритм.

При систематическом выполнении упражнения и достаточном количестве тренировок почти все смогут достигнуть нужного результата и научиться читать без артикуляции. Перейдем непосредственно к упражнениям.

Ритм отбивается карандашом, зажатым в трех пальцах правой руки, если вы правша. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга. Ритм выстукивается по твердой поверхности стола ударами в одну точку, твердо, четко, уверенно. Отбивать ритм нужно активным движением всей руки, а не только кисти. Главное не сбиваться и не делать паузы в выстукивании при чтении.

Упражнение 1. Проверка ритма

Когда вы посчитаете, что запомнили ритм, попробуйте отбивать его непрерывно в течение 2–3 минут. Не сбиваетесь? Отлично. Теперь можно поэкспериментировать. Начинайте выстукивать ритм, а затем читайте громко вслух какой-нибудь текст. Не получается? Так и должно быть. Читать вслух и отбивать ритм одновременно невозможно. Теперь снова начните отбивать ритм и читайте тот же текст, но уже про себя. У вас должно получаться, только чтение будет очень медленным, а до смысла дойти трудно. Это вполне закономерно. Идем дальше.

Упражнение 2. Борьба с артикуляцией

Как минимум неделю нужно ежедневно читать простые тексты с выстукиванием в течение часа или полутора часов. Перед вами не ставится задача полностью понять текст, главное – правильно выполнять упражнение. Устраивайте такое чтение по 10–15 минут несколько раз в день. И еще – обязательно выстукивайте ритм перед сном. К концу недели вы должны начитать таким образом 8-10 часов.

Затем переходите к чтению газетных статей с выстукиванием. Читайте их 2–3 в день и старайтесь понять смысл текста.

Затем возьмите текст объемом 8 тысяч знаков, прочитайте его с отбиванием ритма. После завершения чтения продолжайте выстукивать, закройте глаза и попытайтесь изложить суть текста, отвечая на вопросы интегрального алгоритма чтения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Две Жизни автора Антарова Кора Евгеньевна

Глава XII. Мы читаем книгу в комнате Али. Древняя сказка Когда мы вышли из комнаты омовений, я взглянул на Бронского и был тронут необычайным для него выражением лица. Вместо всегдашней бодрой энергии и радостности, которые сменили теперь его прежнее скорбное выражение, на

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

Глава 4 Читаем и запоминаем Пожалуй, ничто так не облегчает процесс обучения, чем умение быстро усваивать и запоминать прочитанное. Способность вспомнить большое количество деталей, не обращаясь повторно к тексту, – огромное преимущество для любого студента и

Из книги 33 счастья [или Как наладить диалог с интуицией, подсознанием и вселенной, чтобы получить деньги, любовь, карьеру и здоровье] автора Криксунова Инна Абрамовна

Глава 1. Почему мы так медленно читаем Скорость чтения: проверь себя Перенасыщение информацией, характерное для нашего времени, можно победить только одним способом: отсеивать лишнее, выбирать существенно новое. Здесь мы подбираемся к самой сути быстрого чтения. Быстрое

Из книги Большая книга женской мудрости автора Криксунова Инна Абрамовна

Правило первое: читаем без регрессий! Американский писатель Генри Дэвид Торо как-то сказал: «Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались». Действительно, книги сложные и интересные не грех читать именно так, а порой и перечитывать. Разумно это и при

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Правило пятое: читаем вертикальным движением глаз! В процессе чтения глаза человека пребывают лишь в одном из двух состояний: остановки (фиксации) или движения (смены точек фиксации). Обычно движения глаз при чтении человек не осознает. Текст воспринимается только в

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Правило седьмое: ежедневно читаем две газеты, один журнал и 50-100 страниц книги! Это заключительное правило и оно короткое. Теперь вы знакомы с секретами скорочтения. Главное – применять на практике все, о чем мы вам рассказали. Для этого старайтесь ежедневно читать две

Из книги Мозг и сердце. Разумный подход автора Свияш Александр Григорьевич

Читаем «путевые знаки» судьбы Вы, наверное, замечали, что бывают дни, когда все ладится. На дворе стоит чудесная погода, прихожие смотрят приветливо, мужчины делают комплименты, вовремя подходит нужный транспорт, в магазине вы обнаруживаете вещь, которую давным-давно

Из книги 52 понедельника [Как за год добиться любых целей] автора Джонсон Вик

Читаем путевые знаки жизни и судьбы Я уже говорила, что в жизни нам приходится постоянно принимать решения, делать выбор между различными вариантами предполагаемого развития событий. Например: ехать ли куда-то, покупать ли данную вещь, встретиться ли с этим человеком,

Из книги Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Читаем мозг Со времен Аристотеля философы не перестают спорить о том, в какой части тела обитает душа – в голове или другом органе, например в сердце. Австрийский философ, врач и анатом ХІХ века Франц Йозеф Галль, основатель краниоскопии, или френологии, был убежден,

Человеческое зрение воспринимает наибольшее количество информации которую обрабатывает мозг, следовательно, именно на человеческий глаз положена достаточно ответственная функция. Но, зачастую, зрительная функция человеческого глаза достаточно сильно связана с речевыми и двигательными функциями организма, что особенно проявляется при чтении. Достаточно много людей при чтении подвержены воздействию непроизвольной артикуляции, которая влияет и на скорость чтения и на качество восприятия прочитанной информации.


Сложно воспринять полноценно всю прочитанную информацию, если наряду со зрительным чтением работают и речевые функции. И из-за этого страдает скорость чтения, так как человек в голос или губами повторяет всё то, что зрительно прочитано. мешает чтению, поэтому цель многих - подавить ее. Это возможно через занятие речевых функций организма непроизвольными звуками.

Методики подавления

Да, действительно, достаточно сложно во время чтения книги заставить себя воспринимать прочитанную информацию и в это же время вести отсчёт от единицы до бесконечности. Но это следует выполнить, так как именно такое задание влияет на подавление артикуляции, предотвращает необходимость повторять прочитанное слово в голос или проговаривать при помощи губ, но без произношения.

Тем более данная техника избавления от артикуляции наиболее проста и действенна, а значит, имеет право на существование и повсеместное применение всеми, кто заинтересован в повышении скорости зрительного чтения.

К более сложному приёму для подавления артикуляции также прибегают достаточно часто, данный метод основан на произношении прочитанных слов с определённой задержкой. Осуществить такую методику по подавлению артикуляции, достаточно сложно, ведь для этого необходимо, чтобы прочитанное слово воспроизводилось губами в тот момент, когда читается следующее слово.

Так что осуществить на практике человеку без подготовки достаточно сложно, да и практически не возможно без корректной помощи специалиста. Именно поэтому большинство людей, стремящихся научиться быстро читать, зачастую прибегает к непроизвольному подсчёту, пению песни или произношению стихов во время зрительного чтения. Как видите, методика подавления артикуляции как и, например, основана на психологии.

Такая методика оправдана ввиду того что запрограммировать человеческую дикцию на произношение последовательных чисел или куплетов стихов или песен куда проще, нежели произносить прочитанное ранее.

Причём, следует отметить, что на подсознательном уровне не каждому удаётся произвести разделение речевой и зрительной функции, а это ведёт к трудностям в освоении техники быстрого чтения.

Режимы чтения

Как правило, в процессе чтения большинство слов читателем проговаривается. Есть читатели, которые произносят текст еле слышно, другие этот текст проговаривают про себя. Однако они не могут при этом не шевелить губами. Но большая часть читателей при чтении не прибегает к внешней мимике.

Обычно читателю кажется, что он вовсе не произносит внутри себя текст. Но это не так. Специальные исследования показали, что читатель все равно прибегает к артикуляции. При подобном немом чтении гортань производит такие же движения, как в случае чтения вслух

Обычно различают два режима считывания текста.

1. Режим увидел-проговорил-услышал-понял. Полученный со школьной скамьи, навык в процессе чтения проговаривать текст будет использоваться читателем на протяжении всей жизни. Читатель и в зрелом возрасте будет проговаривать весь текст незаметно для себя. Цепочка для физиолога не слишком сложная. После прохождения зрительных органов сигнал попадает в мозг, оттуда к мышцам языка и гортани. Далее слово беззвучно проговаривается, сигнал от мышц возвращается в мозг, где происходит конечное распознавание смысла.

Вместе с тем происходит параллельный процесс. Причем процесс "зрительные органы-мозг" позволяет распознать прочитанное гораздо быстрее, чем описанный выше. При таком режиме чтения максимальная скорость прочтения не превышает 1200 знаков в минуту.

Артикуляция при чтении в нас закладывается еще со школы. Для того чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, его заставляют читать вслух. Это своеобразная .

2. Режим увидел-понял. Гораздо более эффективен этот режим чтения. В данном случае слово не озвучивается, а передается как определенный образ. Каждому из нас такой способ знаком. Именно благодаря ему нам удается воспринять зрительную информацию.

Задача стоит предельно простая - в сжатые сроки перейти от первого режима чтения ко второму. После того, как вы усвоите второй режим, вы будете оперировать понятиями и смысловыми блоками. В результате скорость чтения постепенно увеличится до 1500 знаков в минуту.

Одним из камней преткновения в быстром чтении (я бы предпочла привычный мне термин "динамического" чтения) считается проговаривание, то есть активизация внутренней речи. Эта часть всех традиционных курсов по скорочтению дается слушателям тяжелее всего и, судя по письмам, вызывает наибольший дискомфорт и чувство неуспешности. "Борьба" с проговариванием, как правило, заканчивается победой нашего гибкого интеллекта и неотъемлемого его инструмента - свернутой внутренней речи. Человеческий мозг обучается очень быстро - простукивать, пропевать, проскальзывать глазами текст и проговаривать ключевые слова. Часто может создаваться иллюзия подавления внутренней речи, что скорее свидетельствует о высокой мотивированности обучающегося, чем о его наблюдательности. Конечно, с помощью определенных упражнений можно достичь состояния медитативного покоя и "отключения внутреннего диалога", но это состояние не будет свидетельствовать о прекращении взаимодействия нашего сознания с потоком информации. При чтении мы всегда имеем определенную цель такого взаимодействия, имеем возможность осуществлять его активно и сознательно. В этом случае внутренняя речь - не помеха, а превосходный индикатор, помогающий нам максимально полно ее реализовать. Главным критерием успешного взаимодействия с конкретной информацией является как раз соответствие наших интеллектуальных, волевых, эмоциональных действий поставленной цели.

Скорость чтения равна скорости нашего мышления, скорости восприятия и формирования обратной связи, наконец, скорости сопутствующего эмоционального процесса. Если вы читаете любимое стихотворение, если какая-либо фраза в тексте встречает ваш эмоциональный отклик, поток значимых для вас образов, если вы просто сталкиваетесь с относительно новой и значимой для вас информацией - здесь будет присутствовать и внутренняя речь, и активное осмысление (с ее помощью), и погружение в образную среду, индивидуальную для каждого читателя и каждого произведения. При активном восприятии создается единое информационное пространство. Меня часто спрашивают, можно ли после моего курса динамического обучения читать учебник по математике или "Войну и мир" с такой же скоростью, как и вечернюю газету. Можно "читать" еще быстрее. Все зависит от нашего индивидуального интеллектуального и личностного своеобразия. Учебник по математике для первого курса математического факультета я, математик по образованию, "читаю" значительно быстрее, чем стихи Мандельштама. Однако, как только я дохожу до любимых нелинейных и топологических многомерных пространств - интеллектуальные эмоции, наслаждение от соответствующего потока образов, взаимодействие с ними, поиск актуальных решений тут же "тормозят" процесс, традиционно называемый чтением. И начинается "проговаривание" :-). Внутренняя речь в сжатом виде маркирует значимую для нас информацию. Проделайте небольшой эксперимент - проскользите глазами какой-нибудь текст и обратите внимание на то, какие именно слова вами проговариваются. Чаще всего они являются ключевыми, несущими основную смысловую или эмоциональную нагрузку. Конечно, я не беру крайний вариант, когда проговариваются все слова без исключения - при активном восприятии в процессе чтения мы максимально приближаемся к характерной для нас модели мышления. Внутренняя речь - неотъемлемая ее часть. Именно она позволяет нам свертывать уже освоенную информацию и актуализировать ее в зависимости от контекста умственного действия. Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове, а совершаетсяя в слове. Внутренняя речь предоставляет нам план умственных действий, который затем развертывается во внешнюю речь, в результат этих действий.

Если внимательно проследить за внутренней речью, мы заметим, что именно уровень ее "сжатости" свидетельствует об эффективности интеллектуального процесса. "Динамичный" читатель не борется с проговариванием, а изучает, использует его, совершенствует общий процесс восприятия информации - и это энергоцелесообразная стратегия. Мы все помним, как в школе впервые столкнулись с названием "дезоксирибонуклеиновая кислота", я даже помню, как в такт шагов повторяла по слогам это слово, чтобы наконец-то можно было воспроизвести его без запинки. Что происходит сейчас, когда вы сталкиваетесь с ним в тексте при быстром чтении? Произносите ли вы его полностью или "сжимаете", не проговаривая целиком, даже не заменяя компактной аббревиатурой "ДНК"? Внутренняя речь может многое рассказать нам о нашем состоянии, об уровне подготовки в том или ином вопросе, об актуальности информации, наконец, о наших мыслительных стратегиях и особенностях восприятия. "Подавить" ее проще, чем кажется, достаточно читать невнимательно, бесцельно, но зачем? Вот я пролистываю, скользя глазами, "Войну и мир" - и вдруг глаза выхватывают фразу на заложенной странице, и тихий голос произносит ее: "Мудрость не нуждается в насилии"... А потом происходит пресловутая регрессия, глаза сами возвращаются к ней, и голос снова повторяет ее, но уже с другой интонацией и еще медленнее. Примерно то же самое происходит и с "Максимами и мыслями узника Святой Елены" Наполеона, эту книгу я купила сегодня, почти прочла. Многое я воспринимаю очень быстро, но некоторые фразы останавливают какими-то проговоренными про себя значимыми словами, я возвращаюсь к ним и произношу уже полностью. Например: "Написано более чем достаточно; я хотел бы поменьше книг и побольше здравого смысла" :-)... Можно добавить - и пристальности к нашему внутреннему миру, умного обращения с нашими мыслительными особенностями. Знакомство с добросовестными научными исследованиями также бывает полезно в оптимизации своих умственных действий. С этой точки зрения очень рекомендую главу из книги А.Р. Лурии "Язык и сознание" о происхождении и структуре внутренней речи.

Проговаривание при чтении

Как показывает мой опыт, проговаривание можно убрать при соблюдении следующих условий:

1. Следует научиться некоторое время не думать (методик полно).

2. Следует выбивать ритм всей рукой. Должны участвовать как рука, так и предплечье.

3. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

4. Следует осознать важность упражнений.

При чтении должна быть конкретная цель. Не просто цель-- хочу быстро читать, а конкретно -- я хочу быстро читать, чтобы получить конкретную информацию в данный момент времени. После этой установки вы будете автоматически выбирать то, что вам нужно.

А нужно ли проговаривать слова

при чтении?

Возьмите какую-либо статью и просмотрите ее. НЕ ЧИТАТЬ, а смотреть!После просмотра статьи попробуйте вспомнить, о чем идет речь в статье. Просмотрите статью еще раз (смотреть, но НЕ ЧИТАТЬ). Подумайте о том, что Вы пропустили в первый раз.Так сделайте несколько раз.Попытайтесь следить за внутренними ощущениями во время поиска ключевых слов (что происходит в мозгу -- произносится слово, а может быть, оно вспыхивает или звенит?). Ваши ответы и будут ответами на Ваш вопрос ("проговаривание должно подавляться полностью или что-то остается?").

Из своего опыта могу сказать, что читаются (проговариваются) не все слова, а лишь избранные.Количество фиксаций сильно зависит от текста.

И тут я вспомнил, как недавно прочитал фразу:"Па*р... России... Владивосток". Конечно же я прочиталтак: "Партизан всей России приехал во Владивосток". Однако через несколько предложений я понял, что ошибся и еще раз перечитал:"Патриарх всея... приехал во Владивосток".

Статьи по теме: