Учимся плавать самостоятельно: практические советы для взрослых. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания Подготовительные упражнения в воде название

Плавание – это особый вид спорта, который полезен почти для всех систем организма. Плавание развивает выносливость, улучшает кровообращение, повышает работоспособность, укрепляет сердечно-сосудистую и дыхательную систему, увеличивает скорость обмена веществ и способствует более быстрому сжиганию жира в организме. Плавание формирует стройную, мускулистую фигуру, так как оно задействует все основные группы мышц.

Учимся чувствовать воду (подготовительные упражнения)

Давайте разберем самые простые способы держатся на воде, почувствовать свою плавучесть, понять плотность воды. Эти упражнения будут полезны тем, кто еще совсем не умеет плавать, даже по-собачьи. Наша задача - научится расслабляться, поскольку вода не пропускает тех, кто чрезмерно напряжен.

Поплавок

Это упражнение поможет вам почувствовать, как тело выталкивается водой. Все что нужно – зайти в воду по грудь, вдохнуть как можно больше воздуха, задержать дыхание, быстро сесть на корточки и обхватить руками согнутые в коленях ноги, прижав голову к коленям.

Через несколько секунд ваше тело всплывет и спина окажется на поверхности воды. Когда почувствуете, что воздух заканчивается, встаньте на ноги, отдышитесь и повторите еще 8-10 раз.

Медуза

Стоя по пояс в воде, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и просто лягте на воду лицом вниз, расслабив руки и ноги.

Звезда на спине

Задача та же - на небольшой глубине вдохнуть поглубже и лечь на воду, но теперь лицом вверх, разбросив руки и ноги в стороны. Спина полностью расслаблена, вода держит сама, мы не прилагаем никаких усилий. Когда почувствуете уверенность, постарайтесь принять горизонтальное положение и просто лежите на спине, руки вдоль тела.

Скольжение на груди

Сейчас ваша задача почувствовать, что ноги тяжелее воды. Для этого вдохните по глубже и присев на корточки оттолкнитесь от дна. Старайтесь распрямить тело, держа руки по швам или выставив их стрелкой вперед. Сила вашего толчка поможет телу всплыть и начать двигаться, однако вскоре вы почувствуете как ноги опускаются вниз выводя вас в вертикальное положение.

Скольжение на спине

Многим это упражнение дается проще, чем скольжение на груди, потому что на спине проще поймать баланс, а в остальном все очень похоже. Глубокий вдох, корпус отклоняем назад, толчок ногами, руки складываем стрелой, направляем вперед и спокойно движемся на спине. Именно с такого движения на спине начинается классическое обучение плаванию.

Учимся правильно дышать во время плавания

Прежде чем приступить к обучению техники плавания, вам необходимо научиться правильно дышать.

Грамотная техника плавания на груди, то есть кролем, брассом и баттерфляем, подразумевает полное погружение головы в воду. Плавать так, как плавает большинство, с головой, торчащей над поверхностью воды – неэффективно и попросту неправильно.

Первое чему стоит научиться – это выдыхать под воду. Очень распространенная у новичков ошибка – задерживать дыхание в тот момент, когда лицо находится под водой. У многих это происходит чисто рефлекторно, нырнув надуть щеки как у хомяка и не дышать. Наверное, в каких-то случаях в жизни это может и пригодится, но только не во время плавания. Поэтому еще раз повторяем, одним из главных правил это научится правильно выдыхать под воду. Оттачивать этот навык лучше на мелкой воде и не во время самого плавания, а просто стоя и опуская лицо в воду.

Делаем вдох ртом, опускаем лицо в воду и начинаем медленно выдыхать через нос, открываем глаза. Выдох должен занимать не менее трех секунд, после чего поднимаем подбородок вверх и вперед, как при плавании баттерфляем или брасом поднимаем лицо из воды, чтобы похлопать глазами и дать воде самой стечь с лица.

Снова вдыхаем и повторяем упражнение. При этом важно держатся за борт бассейна, чтобы исключить желание вытирать лицо руками. Представьте, что вы плывете. Надо сделать несколько последовательных вдохов и выдохов, опуская голову - на выход, и поднимая - на вдох. Самое главное – спокойствие. Выдыхаем в воду, лицо не вытираем, даже если в первое время вы будете чувствовать дискомфорт, он уйдет максимум за два дня.

Со временем можно дойди до более динамичных приседаний с выдыханием под воду. На раз – делаете мощный вдох и садитесь под воду, на два, три, четыре – выпускаете весь воздух под водой. Затем быстро поднимаетесь из воды, тут же делаете еще один глубокий вдох и моментально опять садитесь под воду для выдоха. Главное не задерживать дыхание и не выдыхать слишком резко. Вам важно научится делать глубокий и быстрый вдох ртом, а затем медленный, плавный и полный выдох носом.

Как научиться плавать за один день?

Давайте рассмотрим один из методов быстрого обучения плаванию.

1. Шаг первый

Зайдите в воду примерно по пояс и повернитесь лицом к берегу. Дальше необходимо погрузится в воду, податься вперед и вытянуть руки вперед так, чтобы над водой осталась только голова. После отталкиваемся ногами от дна так, чтобы тело двинулось вперед, а не вверх. Сразу же опираемся руками о дно, оставив ноги в подвешенном состоянии.

Повторяем попытку, только опираемся о дно не сразу, а через небольшую паузу после толчка ногами. Стараемся при этом чуть-чуть проскользить в воде. При каждой попытке стараемся проскользить в воде чуть дольше, чем в предыдущий раз. После нескольких попыток вы уже сможете дольше и легче скользить в воде прежде, чем поставите руки на дно.

2. Шаг второй

3. Шаг третий

Добавляем работу руками. Варианты существуют разные, самый простой и эргономичный способ - по-собачьи, хотя это не обязательно, главное, чтобы обучаемому было удобно.

Вот и все, вы поплыли! Впоследствии стиль можно поменять как угодно, это уже на ваше усмотрение. Главное то, что вы научились держаться на воде и перестали ее бояться.

«Медвежонок в берлоге»

Цель. Активизировать глубокий спокойный вдох и шумный выдох носом.

Описание. Дети ложатся в сухой бассейн-берлогу, удобно устраиваются на разбросанных в нем мячах и поворачиваются с боку на бок.

Педагог.

Медведь в берлоге сладко спит И шумно, на весь лес сопит.

Дети выполняют 8-12 шумных вдохов.

Выдох произвольный.

«Страшный сон мышонка»

Цель. Направить внимание детей на частое, поверхностное дыхание ртом.

Описание. В норе (сухом бассейне) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Педагог.

Как дышит мышка-крошка, Коль снится злая кошка?»

Дети дышат поверхностно и учащенно.

«Заячьи бега»

Цель. Стимулировать глубокое, частое дыхание.

Описание. Дети-зайцы резвятся на поляне, догоняют друг друга, прыгая на фитболах. После слов педагога, что зайцы устали, дети останавливаются, дышат глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

«Великан»

Цель: Формировать вертикаль позвоночника.

Педагог. Дети, представьте, что сенсорная комната - это пещера гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам все великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Каждый из вас - могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Вы уверены в своих силах, и это видно по вашим телам. Вы очень прямые и высокие, живот втянут, головой вы устремлены вверх, тянетесь макушкой, плечами все выше и выше! Вы становитесь выше и стройнее. Почувствуйте, как вы красивы, могучи и надежны. Все самоцветы подземелья у ваших ног. Гномы благодарят вас за помощь маленьким труженикам. И вы делаете это для них с радостью и любовью.

«Медуза»

Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.

Описание. Дети лежат на ковриках, руки и ноги врозь.

Педагог.

я лежу на спине,

Как медуза на воде. Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм» дети сворачиваются калачиком, напрягаются. «Шторм закончился» - дети снова расслабляются, ложатся свободно.

«Чайка»

Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху согласовывать ритм дыхания с движениями рук.

Описание. Дети лежат в сухом бассейне на спине.

Педагог.

Спокойно на спине лежу, Как чайка, медленно летаю. Ладонями в воде скольжу:

Вверх - вдох, на выдох опускаю.

Дети поднимают через стороны руки вверх, скользят ладонями по лежащим в бассейне мячам; делают вдох, выдох, опуская руки через стороны вниз.

«Ленивец»

Цель. Удерживать позу общего расслабления.

Описание. Дети ложатся животом на мячи-гиганты.

Педагог.

Я ленивец, милый, славный, Неуклюжий и забавный. Вишу на ветке целый день. Даже и висеть мне лень.

«Отдых»

Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхают. опустив голову на грудь. Педагог осуществляет контроль за качеством расслабления детей.

«Полосканue»

Цель. Учить выполнять упражнение с усилием, преодолевая сопротивление.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна, опустив в него руку (ногу), и выполняют движения вправо, влево и вглубь с последующим встряхиванием воображаемых брызг.

Педагог.

Руки в бассейн опущу, Тщательно прополощу. Ну, а потом по порядку Выну, стряхну, разотру.

«Гора»

Цель. Развивать силу и амплитуду

движений мышц плечевого пояса.

Описание. Дети стоят возле сухого бассейна и сгребают руками шарики в кучу.

Педагог.

Это, конечно, не Эверест

Гору нагреб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!

«Буратино удивляется»

Цель. Активизировать мышцы плечевого пояса.

Описание. Дети сидят на мячахгигантах.

Педагог.

Удивляется полено:

Папа Карло, где колено? Поднимает плечики, Смотрит так доверчиво.

Дети попеременно поднимают вверх правое, потом левое плечо.

«Колобок»

Цель. Формировать плавность и амплитуду движения мышц шеи.

Описание. Дети сидят на мячах-гигантах.

Педагог.

Покатился колобок

С левого на правый бок. А потом на спинке, Будто по тропинке.


При обучении детей плаванию применяют общеразвивающие и специальные физические упражнения для освоения на воде, подготовительные упражнения для овладения облегченными и спортивными способами плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.
Специалисты считают, что обучение плаванию детей следует начинать с брасса, однако мы рекомендуем вначале осваивать наиболее распространенные способы плавания, к которым относятся кроль на груди и кроль на спине.
Общеразвивающие и специальные упражнения выполняют на суше, в вводной части урока плавания. Их основное назначение - подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке в основной части урока, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, развитие преимущественно тех групп мышц, которые выполняют основную работу в плавании. К числу специальных упражнений относят также имитационные упражнения, которые по форме и характеру напоминают движения пловца.
Все эти упражнения выполняют в виде комплексов, которые включают в каждое занятие. Каждый такой комплекс обычно состоит из 8 - 10 упражнений, половина из которых специальные. Комплексы могут иметь направленность, зависящую от того, какой способ плавания изучают.

Приводим комплекс общеразвивающих и специальных упражнений.


1. Ходьба и бег на месте (1 мин). 2. Упражнения типа потягивания (4 - 6 раз).
3. Упражнения с наклонами и поворотами туловища (6 - 8 раз).
4. Упражнения в приседаниях с различными положениями рук (6- 8 раз).
5. Сесть с опорой руками сзади, ноги прямые, носки оттянуты. Поднять прямые ноги и выполнить ими несколько движений в быстром темпе, как при плавании кролем (1 мин).
6. Мельница. Из основной стойки поднять одну руку вверх. Выполнить круги руками сначала вперед, затем назад с постепенным ускорением (руки прямые).
7. Ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, смотреть прямо перед собой, одна рука вытянута вперед, другая сзади у бедра. В этом положении круги руками вперед («мельница») (2 мин).
8. Выполнить упражнение «мельница» с шагами, притоптыванием и прыжками на месте.
Упражнения для освоения на воде. Эти упражнения помогают приучать детей к непривычной для них среде, преодолеть чувство страха перед водой, помогают формировать элементарные навыки в движениях и действиях, которые в конечном счете обеспечивают навыки плавания.

К числу упражнений для освоения с водой относят простейшие движения руками, ногами и передвижения по дну, которые служат для ознакомления не умеющих плавать с сопротивлением воды; погружения в воду; упражнения для дыхания; выплывания и лежания на воде; скольжения.


1. Полоскание белья. Зайти в воду по пояс, расставить ноги на ширину плеч и делать движения руками вправо, влево, вперед, назад. Руки выпрямлены, но не напряжены.
2. В том же исходном положении согнутыми в локтях руками делать частые гребки руками (кисти рук напряжены) в виде восьмерки. За счет частых движений руками постараться оторвать от дна ноги.
3. Стоя в воде по пояс, делать движения ногами вперед, назад, в стороны, меняя положение стопы.
4. Взяться за руки вдвоем и передвигаться в воде сначала шагом, затем бегом с поворотами направо, налево, помогая гребковыми движениями свободной руки.
5. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед и опустить лицо в воду, погрузиться до уровня щек, глаз, с головой. В этом же положении опуститься под воду с головой и открыть глаза.
6. Упражнения в паре. Поочередно опускаться под воду, открывать глаза и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу присевшего под воду.
7. Стоя в воде по грудь, нырнуть и достать со дна какой-нибудь предмет.
8. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и сделать выдох через рот.
9. Стоя в воде по пояс, наклониться вперед, опустить лицо на воду, касаясь ее щекой, сделать вдох, затем повернуть лицо в воду и сделать продолжительный выдох через рот и через нос (рис. 1).
10. Поплавок. Сделать вдох, медленно присесть под воду, задержав дыхание, принять положение плотной группировки и в этом положении всплыть на поверхность (рис. 2) .
11. Медуза. Сделать вдох, задержать дыхание, лечь на воду, расслабить руки и ноги и развести их в стороны.
12. Лежание на спине. Сделать вдох, задержать дыхание, спокойно лечь спиной на поверхность воды, держа руки вдоль тела.
13. Скольжение на груди. Встать лицом к берегу, поднять руки над головой и свести их ладонями вместе (голова между рук), сделать вдох, присесть и, оттолкнувшись от дна ногами, скользить вперед.
14. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, поднять руки и свести их ладонями вместе, сделать вдох, присесть, отклониться назад на спину и одновременно оттолкнуться ногами от дна. Скользить на спине до остановки. Облегченные способы плавания. Прежде чем приступить к изучению какого-либо способа плавания, вначале последовательно овладевают техникой движения ногами, дыхания, движения руками, затем движения руками согласовывают с дыханием, осваивают технику плавания данным способом при задержанном дыхании и, наконец, в полной координации.
Движения ногами в воде начинают изучать в опорном положении: на груди, держась вытянутыми руками за жердь или опираясь ими о дно, или на спине, опираясь руками о дно. Затем движения ногами выполняют держась за плавательную доску или надувной резиновый круг и, наконец, в свободном положении на груди или на спине.
Обучение дыханию производят с помощью упражнений, аналогичных приведенным выше, для освоения с водой (например, упражнения 8 и 9 из описанного комплекса) .
Движения руками в воде также начинают изучать в опорном положении (стоя по пояс в воде), а затем в безопорном (при свободном скольжении) с задержкой дыхания. В опорном положении, например, выполняют такие упражнения: стоя в воде, наклонившись вперед, движения прямыми руками через стороны назад до бедер; в том же положении попеременные укороченные и удлиненные движения руками, как в кроле (дыхание произвольное). В безопорном положении выполняют примерно такие же упражнения с задержкой дыхания во время скольжения.
После раздельного изучения техники движений ногами, руками и дыхания начинают выполнять упражнения, сочетающие движения руками с дыханием. Включают, например, движения руками в сочетании с дыханием (как в кроле на груди - без выноса рук и с выносом рук из воды) .

Когда занимающиеся будут уверенно выполнять такие упражнения, приступают к согласованию движений руками и ногами, но при задержанном дыхании, а затем движения выполняют в полной координации. При плавании на груди, например, включают одновременные или попеременные движения руками с дыханием и движениями ногами кролем. Примерно такие же упражнения выполняют и при плавании на спине.


Рассмотрим технику плавания кролем на груди и кролем на спине.
Кроль на груди (рис. 3) - самый быстрый способ плавания.
Положение тела и головы. При плавании кролем пловец почти горизонтально лежит на поверхности воды, лицо опущено в воду. Во время вдоха голову поворачивают в сторону.
Движения ногами. Ноги пловца, слегка согнутые в коленях, выполняют непрерывные ритмичные движения снизу вверх и сверху вниз - навстречу друг другу. Эти движения производят от бедра с одинаковым размахом, не превышающим 30 - 40 см. При правильном движении ногами на поверхности воды появляются только пятки, образуя брызги.
Движения руками. Руки пловца выполняют попеременные движения: когда одна рука делает гребок, другая двигается над водой; когда одна рука заканчивает гребок у бедра и вынимается из воды, другая завершает движение над водой и входит в воду. Пловец продвигается вперед в основном при помощи гребков руками, поэтому гребок нужно удлинять, стараясь продолжить его до бедра. Во время гребка рука, слегка согнутая в локте, с постоянным ускорением движется назад. Гребковые движения руками выполняются под грудью и животом, т. е. пловец должен грести «под себя», не уводя руку в сторону.
Закончив гребок у бедра, руку вынимают из воды, выполняют ею движение по воздуху и снова опускают в воду против одноименного плеча. Во время гребка рука пловца, особенно кисть, должна быть жесткой и напряженной. Пловец должен чувствовать, что он продвигается вперед, как бы опираясь ладонью о плотный предмет и отталкиваясь от него.
Дыхание. При плавании кролем лицо большую часть времени находится в воде, поэтому для вдоха пловец поворачивает голову вправо или влево. Дыхание необходимо согласовывать с движением одной из рук. Вдох делают через рот в конце гребка, когда руку вынимают из воды. Выдох продолжают до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова займет положение окончания гребка. Выдох в воду начинают сразу после вдоха и делают непрерывно через слегка приоткрытый рот.
Согласование движений. При плавании кролем пловец продвигается вперед с помощью непрерывных попеременных гребков руками и непрерывных ритмичных движений ногами. При плавании кролем на каждые два гребка руками обычно производят шесть ударов ногами. Пловец делает вдох в конце каждого гребка рукой, под которую он дышит, т. е. на шесть ударов ногами и два гребка руками приходится вдох и

выдох.
Кроль на спине (рис. 4). Техника плавания кролем на спине очень похожа на технику плавания кролем на груди: одна и та же координация движении, похожи движения ногами и руками. При плавании на спине не нужно делать выдох в воду. Это позволяет новичкам осваивать кроль на спине быстрее, чем кроль на груди.


Положение тела и головы. При плавании кролем на спине пловец лежит у самой поверхности воды почти горизонтально. Затылок опущен в воду, над водой находится только его лицо.
Движения ногами. Ноги двигаются так же„ как при плавании кролем на груди, т. е. выполняют непрерывные движения снизу вверх и сверху вниз- навстречу друг другу. Однако при плавании на спине колени сгибают несколько больше, а затем активно разгибают, что позволяет пловцу продвигаться вперед. При правильных движениях ногами на поверхности воды появляются брызги и пена.
Движения руками. Руки пловца двигаются попеременно: когда одна рука делает гребок, другая совершает движение над водой; когда одна рука заканчивает гребок у бедра и выходит из воды, другая завершает движение над водой и входит в воду.
Руки опускаются в воду на ширине плеч или немного шире. Во время гребка рука слегка сгибается в локте, но остается все время напряженной, особенно кисть. Гребок выполняется по направлению к бедру.
Дыхание. При плавании на спине лицо все время находится над водой. Техника дыхания проста. Дыхание согласуется с движениями рук. Вдох делается в момент окончания гребка и выхода руки из воды; выдох продолжается все остальное время до тех пор, пока рука, под которую делается вдох, снова не придет в положение у бедра.
Согласование движений. Пловец продвигается вперед за счет попеременных гребков руками и непрерывных движений ногами. При плавании на спине на каждые два гребка руками приходится обычно шесть ударов ногами. За это время пловец успевает сделать вдох и выдох.

Поплескаться, поиграть в воде в мяч, поплавать - что может быть приятнее в жаркий летний день! Умение плавать позволяет сделать отдых разнообразным, полезным и содержательным. Если ребенок умеет плавать, его спокойно можно отпустить в увлекательное путешествие на яхте или байдарке, заняться с ним рыбной ловлей или отправиться в туристический поход по живописным берегам извилистой речки.

Польза плавания для детей

Занятия плаванием развивают у детей смелость, инициативу, самообладание, приучают ориентироваться в незнакомой обстановке, воспитывают уверенность в своих силах. В случае опасности умеющий плавать не только поможет себе, но и выручит из беды друга.

Плавание чрезвычайно полезно и для гармоничного физического развития ребенка . В результате благоприятного сочетания воды, воздуха, солнечных лучей и активных движений во время плавания укрепляются мышцы и нервная система ребенка, развиваются его органы дыхания, активизируется обмен веществ. Плавание способствует формированию хорошей осанки и закаливанию детского организма.

Но, несмотря на пользу плавания, еще очень многие родители всячески «оберегают» детей от воды, не разрешают им купаться, не учат их плавать. И это не удивительно, ведь многие взрослые сами не умеют плавать. Им, конечно, трудно представить, что обучение детей плаванию практически может быть организовано в каждой семье. Для этого родителям даже не обязательно уметь плавать, так как вначале обучение проводится на мелком, безопасном месте. Поэтому, ознакомившись с простейшими требованиями организации и методами обучения детей плаванию, а также с мерами обеспечения безопасности на воде, каждый из родителей с большим успехом может и должен заняться этим чрезвычайно полезным и нужным делом. Кроме того, не следует забывать, что научиться плавать никогда не поздно: очень хорошо, если вместе с детьми овладеют плаванием и родители.

Где лучше учить ребенка плавать?

Обучать детей плаванию можно на любом неглубоком месте реки, озера, пруда, моря. Лучше всего заниматься всегда в одном и том же знакомом месте. Перед занятием следует предварительно тщательно осмотреть дно: оно должно быть плотным, пологим, без ям или вбитых в дно кольев. Дно следует очистить от крупных камней, водорослей, палок, коряг и других посторонних предметов.

Глубина водоема в месте обучения детей плаванию не должна быть больше, чем по пояс или по грудь ребенку. Детям указывают, до каких пределов в глубь водоема им разрешено передвигаться, и строго следят за выполнением этого требования. Плохо плавающим детям надо разрешать плавать только вдоль берега. Взрослые во время купания детей должны находиться между ребенком и глубокой частью водоема.

Правила обучения плаванию детей:

  • Заниматься с детьми следует каждый день.
  • Продолжительность занятий постепенно надо увеличивать от 3-5 до 15-20 минут при достаточно теплой воде (20-22 градуса) и сравнительно высокой температуре воздуха (25-27 градусов).
  • Нельзя разрешать детям долго купаться натощак или тотчас после принятия пищи.
  • Даже при легком недомогании - головной боли, незначительном ознобе, кашле, при отсутствии аппетита или плохом сне - надо запрещать детям входить в воду.
  • При обучении плаванию добивайтесь, чтобы ребята сознательно овладевали новыми движениями.
  • Хорошо, если перед началом обучения дети вместе с родителями посетят водную станцию или бассейн и посмотрят, как плавают их сверстники, Наглядные примеры ускорят и облегчат обучение.

С какого возраста учить ребенка плавать?

В наше время разработаны методики грудничкового плавания, согласно которым детей учат плавать чуть ли не с рождения. Если родители считают, что слишком рано учить ребенка плавать в столь юном возрасте , можно начать подготавливать детей к плаванию с трех-четырехлетнего возраста, приучая к воде купанием, простейшими играми и забавами.

В пять лет ребенка знакомят с некоторыми элементами плавания (выдох в воду, скольжение, движение ног), учат держаться на поверхности воды и проплывать хотя бы несколько метров. Детям прививают вкус к занятиям и играм в воде, воспитывают у них желание научиться плавать.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются умение держаться на воде и все подготовительные к плаванию движения, увеличивается постепенно проплываемое расстояние. В это время можно переходить к обучению детей плаванию каким-либо определенным стилем. Чаще всего - это плавание на груди и на спине (кролем).

Конечно, это только очень приблизительное распределение требований, которые предъявляют детям разного возраста. Тут важно другое:

Упражнения для обучения плавания для детей

В каком бы возрасте ни начинали учить ребенка плавать , надо его сначала путем различных упражнений и игр приучить к воде : научить смело входить в воду, свободно и непринужденно передвигаться а ней, погружаться с головой. Ребенок должен держаться на воде, выполнять различные предшествующие плаванию упражнения.

Только после этого можно обучать плаванию определенным стилем (кролем, брассом и т. д.) Соблюдая строгую последовательность в нарастании сложности педагогических задач, можно добиться положительных результатов при обучении плаванию. Ни в коем случае нельзя, как это еще иногда, к сожалению, практикуется, умышленно сталкивать ребенка в воду. Нельзя надеяться, что ребенок поплывет самостоятельно, подчиняясь инстинкту самосохранения. Этим можно вызвать у ребенка страх и навсегда отбить охоту учиться плавать.

В начале обучения взрослый должен находиться в воде вместе с ребенком. Если то или иное упражнение не получается у ребенка или он боится его выполнить, окажите ему помощь: поддержите за руки, голову, за спину или грудь.

  1. С самых первых занятий надо научить ребенка правильно погружаться в воду. Погружаясь с головой, дети сначала задерживают дыхание на вдохе, а в дальнейшем постепенно, не торопясь, выдыхают воздух в воду. При правильном выполнении упражнения на поверхности воды появляются бурлящие пузырьки. Для того чтобы лучше ориентироваться, можно открыть под водой глаза и осмотреться.
  2. Чтобы ощутить поддерживающую силу воды и освоить горизонтальное положение тела, надо практиковаться в скольжении на груди и спине. Это упражнение называется «Водяная стрелка»:

Выполняется оно следующим образом. Ребенок входит в воду (глубина по пояс), становится лицом к берегу, поднимает руки вперед-вверх, делает глубокий вдох и, слегка присев, энергично отталкивается от дна и падает на воду. Тело ребенка выпрямлено, руки и ноги вытянуты, кисти сложены вместе ладонями вниз, голова опущена в воду. Во время скольжения на груди выдыхать надо в воду. Повторять это упражнение нужно ежедневно, стараясь скользить все дальше и дальше. Умение скользить по поверхности воды - это первый шаг к плаванию.

Научиться держаться на поверхности воды помогают и другие упражнения. Наиболее распространенные из них - «Поплавок» и «Медуза».

3. Упражнение «Поплавок» выполняется следующим образом:

Стоя в воде (глубина воды по грудь), ребенок делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается под воду с головой. Под водой он сильно сгибает ноги, охватывает руками голени и подтягивает колени к груди, нагнув голову как можно ближе к коленям. В этом положении ребенок всплывает «поплавком» на поверхность воды и плавает некоторое время (считая до десяти), не изменяя положения тела, рук, ног и головы. Потом спокойно встает на дно.

4. Упражнение «Медуза» обычно проводится на более мелком месте, где глубина воды по пояс:

Это упражнение отличается от предыдущего тем, что, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, ребенок наклоняется вперед и свободно ложится на воду не сгибая при этом рук и ног. Тело ребенка сначала немного погружается в воду, затем всплывает. Ребенок лежит на воде без движений. Сосчитав до десяти, он встает.

5. Одновременно с этими упражнениями предложите ребенку разучивать движения ногами. Движения ногами помогают пловцу удерживать тело в горизонтальном положении и способствуют его продвижению вперед. Ознакомиться с ними можно, сидя на берегу, потом ложа в воде на мелком месте, упираясь руками в дно и свободно выпрямив ноги:

Движения должны быть плавными, без напряжения, ритмичными и не очень быстрыми, с амплитудой движения вверх - вниз около 40 см.

Слегка повернутые во внутрь ступни все время находятся под водой, и только пятки (носки) немного выступают на поверхность воды и вспенивают ее.

6. Движения ногами в дальнейшем совершают при скольжении на груди и на спине, а также держась за гладко обструганную доску или за надутый резиновый круг, мяч и т. д.:

Плавая с поддерживающим на воде предметом, дышать надо равномерно, вдыхать быстро, широко открыв рот, выдыхать в воду медленно.

7. После того как ребенок освоит движения ног, надо научить его самостоятельно удерживаться на поверхности воды, сначала произвольно, а затем и правильно работая руками. Следует, чтобы ребенок плавал медленно, не делал резких движений.

Гребок следует начинать прямой рукой, заканчивая его у бедра. Грести надо плавно, без торопливости, выносить в конце гребка руку локтем вверх и вновь вытягивать ее вперед. Гребки совершаются попеременно: когда одна рука гребет, другая - вытягивается вперед:

На каждый гребок - три-четыре попеременных движения ногами.

Первое время дети должны плавать, задерживая дыхание на вдохе или с постепенным выдохом в воду. Проплыв так 8-10 м, ребенок должен встать, сделать вдох и опять поплыть дальше. Позже научите ребенка делать вдох в тот момент, когда одна рука вынимается из воды, перед тем как пронести ее по воздуху, а выдох - когда эта же рука гребет. В этом случае голову для вдоха над с поворачивать в сторону.

Разрешайте детям плавать и не вынимая рук из воды, а также на спине. Многие дети легче осваивают эти способы плавания.

Систематически выполняя приведенные упражнения, каждый ребенок к концу лета будет уверенно держаться на воде и научится плавать.

Чтобы избежать однообразия при занятиях плаванием, следует широко использовать различные игры и развлечения в воде.

Начальное обучение

Начальное обучение плаванию предусматривает овладение подготовительными упражнениями для освоения с водой и облегченными способами плавания.

Обучение подготовительным упражнениям для освоения с водой.

Обучение неумеющих плавать начинается с выполнения подготовительных упражнений для освоения с водой. Основное их назначение - ознакомление со свойствами воды, формирование навыков правильного горизонтального положения тела в воде и выдоха в воду.

Подготовительные упражнения для освоения с водой состоят из семи групп упражнений и изучаются в такой последовательности: элементарные движения руками и ногами; передвижения по дну; погружения; упражнения для дыхания; всплывания; лежания, скольжения.

Элементарные движения руками и ногами. При выполнении упражнений этой группы конечности следует располагать так, чтобы в одном случае при их движении в воде можно было бы ощущать большое сопротивление и необходимую опору конечности о воду, а в другом - наименьшее сопротивление и свободное движение конечности в заданном направлении. Все движения выполняются в такой последовательности: напряженными конечностями (сначала медленно, затем быстро); расслабленными конечностями (сначала медленно, затем быстро). Такие движения знакомят занимающихся с величинами мышечных усилий, возникающими в зависимости от положения и степени напряжения мышц конечностей.

Элементарные движения (круговые, маятникообразные, гребковые, толчковые и др.) выполняются в воде во всех направлениях. Они помогают правильно располагать конечности при последующем освоении техники плавания.

Упражнения: стоя в полный рост, делать движения прямыми ненапряженными (расслабленными) руками влево, вправо, вперед, назад, одновременно и попеременно, скреетно, меняя положение ладоней (ладони внутрь, наружу, повернуты к туловищу); эти же движения в положении наклона вперед; присев до уровня подбородка вытянув руки в стороны и положив их на воду, выполнять повороты туловища в разные стороны, удерживая прямые напряженные и расслабленные руки и меняя положение кистей; стоя, руки на пояс, выполнять маховые движения левой (правой) ногой вперед, назад, в стороны, перед собой, меняя положение стопы.

Передвижения по дну. Упражнения этой группы направлены на дальнейшее ознакомление со свойствами воды. Передвижения выполняются в различных положениях (грудью, спиной, левым или правым боком вперед), с различной скоростью и с изменением направления движения (сначала вперед, затем назад, в различные стороны и т. д.). При выполнении упражнений используются простейшие способы передвижения: обычным шагом, скрестными шагами, приставными шагами, бегом, прыжками и т. д. Эти способы можно применять в различных сочетаниях: изменять направление и способ передвижения, менять скорость передвижения и положения рук, изменять движения руками (попеременные на одновременные и наоборот) и направление движения или скорость и др. Во время гребковых движений руками кисть должна принимать вертикальное положение.

Упражнения: ходьба по дну в полный рост грудью, спиной, левым (правым) боком вперед различными шагами в колонне, в шеренге, парами и в других построениях; бег в различных положениях и построениях; передвижения прыжками в различных положениях со сменой направлений и изменением скорости движения.

Погружения. Упражнения этой группы позволяют приобрести навык полного погружения в воду и почувствовать выталкивающую (подъемную) силу.

Вначале целесообразно выполнять погружения без удержания за опору: предварительно выполнив небольшой вдох, спокойно погрузиться в воду. По мере освоения этих упражнений длительность пребывания под водой увеличивается. Необходимо держаться руками за опору, противодействуя всплыванию.

Занимающихся надо приучать находиться в воде с открытыми глазами. Однако открывать глаза нужно после погружения лица в воду, ибо в противном случае поверхностный слой воды сильно раздражает роговицу глазного яблока, вызывая покраснение глаз и болевые ощущения.

Упражнения: стоя в положении наклона вперед, набрать в ладони воду и опустить в нее лицо; наклониться вперед и спокойно опускать лицо в воду; погрузиться в воду до уровня шеи, подбородка, глаз и с головой; опустить лицо в воду и открыть глаза; погрузиться в воду с головой и открыть глаза; многократно выполнить погружения в воду с головой.

Упражнения для дыхания. Упражнения для дыхания являются важнейшей группой подготовительных упражнений для освоения с водой и основным средством обучения выдоху в воду.


В обычных условиях акт дыхания у человека выполняется без какой-либо видимой задержки между вдохом и выдохом и выдохом и вдохом. На основе этого непрерывного биологического акта и должно изучаться дыхание в воде. Сразу же после погружения лица в воду необходимо выполнять энергичный, но равномерный и полный выдох, не раздувая щеки и выпуская воздух через сжатые губы. Для того чтобы у занимающихся возникла потребность в очередном вдохе, нужно сделать в воду полный выдох. Лишь в этом случае, подняв лицо из воды и широко открыв рот, можно без всяких затруднений сделать быстрый глубокий вдох.

Известны два основных варианта дыхания - непрерывное и взрывное. Суть первого состоит в том, что после вдоха, вслед за погружением лица в воду, начинается выдох, продолжительность и интенсивность которого определяется временем нахождения лица в воде, что в свою очередь зависит от темпа движений. Взрывное дыхание отличается от непрерывного тем, что после вдоха и погружения лица в воду следует задержка дыхания, время которой определяется продолжительностью нахождения лица в воде. Перед подниманием головы из воды выполняется очень быстрый и активный выдох, но обязательно в воду, затем вдох и т. д.

Начинать изучение дыхания нужно только с непрерывного варианта, второй используется лишь квалифицированными пловцами. Правильность выполнения полного выдоха в воду нужно контролировать: по активному выходу на поверхность воды пузырьков воздуха и по выдоху остатка воздуха после того, как рот появится над водой (это типичный пример неполного выдоха в воду). Упражнения: наклониться и дуть на воду, "как на горячий чай", стараясь образовать маленькие волны; опустив рот в воду, сделать активный выдох; опустив лицо в воду, сделать выдох через рот, через нос; погрузив голову в воду, выполнить активный выдох через рот, через нос; многократные выдохи в воду через рот и через нос.

Всплывания. С помощью этой группы упражнений учащихся убеждают в том, что если они сделают глубокий вдох и погрузятся в воду с головой, то выталкивающая сила воды быстро оторвет их от дна, поднимет на поверхность воды и будет удерживать в этом положении. Одно из главных условий правильного выполнения упражнения на всплывание - умение после выполнения глубокого вдоха задерживать дыхание.

Упражнения : сделать глубокий вдох, присесть и погрузиться в воду с головой, затем руки и ноги развести в стороны и выпрямиться, расслабиться и в таком положении всплыть на поверхность спиной вверх; подняв руки вверх, сделать глубокий вдох и резко наклониться вперед -вниз, опустить голову в воду, руками коснуться дна и в таком положении

всплыть поясницей к поверхности воды ("медуза"); сделать глубокий вдох", погрузиться в воду с головой, плотно сгруппироваться, обхватив кистями голеностопные суставы, и в таком положении всплыть ("поплавок").

Лежания. Основная задача, которую решают упражнения этой группы,- формирование навыка горизонтального положения тела в воде. Для того чтобы подготовить занимающихся к освоению способов плавания, необходимо научить их свободно лежать на поверхности воды на груди и на спине с различными положениями рук и ног. Движения конечностей помогают усвоить прочный навык лежания на поверхности воды.

Упражнения: из положений "поплавок" или "медуза" всплыть к поверхности воды, широко развести руки и ноги, подбородок прижать к груди и задержать дыхание ("звездочка"); в положении "звездочка" последовательно сводить и разводить руки и ноги, одновременно сводить руки, ноги и фиксировать это положение; сводить руки и ноги поочередно, медленно и с ускорением; лечь на спину, широко развести руки и ноги и смотреть вверх ("звездочка на спине"); выполнить попеременные, последовательные и одновременные сведения и разведения рук и ног в положении на спине; выполнить повороты из положения на груди в положение на спине и наоборот.

Скольжения. Упражнения этой группы направлены на приобретение прочного навыка придавать телу такое положение после старта и поворотов, которое обеспечивает ему наименьшее сопротивление воды и наибольшую скорость движения впе ред. Кроме того, с помощью этих упражнений вырабатывается умение правильно принимать исходное положение для последующего выполнения движений в каждом способе плавания. Скольжения выполняются на груди> На спине и на боку с различными положениями рук, толчком от дна или стенки бассейна. Перед толчком делается глубокий вдох и дыхание задерживается до конца^ упражнения. Скользить нужно у поверхности воды до полной остановки. Скольжения следует выполнять с различными положениями рук и головы, что способствует овладению навыком равновесия и приучает занимающихся правильно регулировать горизонтальное положение тела в воде. Правильность упражнения определяется положением головы, туловища, рук и ног (голова опущена в воду, туловище прямое без прогибов, руки и ноги выпрямлены и соединены), а также силой толчка ногами и его направлением (толчок должен быть направлен вдоль продольной оси тела).

Упражнения: выполнить скольжение на груди, руки впереди, голова между руками, дыхание задержано; выполнить скольжение на груди, правая (левая) рука впереди, другая прижата к туловищу; то же, но руки прижаты к туловищу; выполнить указанные скольжения на спине и на боку.

Статьи по теме: