Постоянный комитет был спрошен о фетве относительно инъекций в рамадан, будь то лекарства или замена питанию. Нельзя купаться и чистить зубы

Зайнулла Атаев ответил редакции Mirmol

Можно ли пить лекарства?

Можно ли купаться на море?

", "Russian Female");" type="button" value="🔊 Прослушать новость"/>

Во время Рамадана у мусульман возникает ряд вопросов, касающихся поста. В сетевой паутине размещено много информации по этой теме. Однако их источники порой вызывают сомнения у читателя.

Руководитель отдела по фетвам при Муфтияте Дагестана Зайнулла Атаев ответил редакции Mirmol на интересующие наших читателей вопросы по Великому посту.

Можно ли чистить зубы во время поста?

Можно чистить зубы зубной пастой во время поста, но не желательно, так как в большинстве зубных паст содержатся​ благовония, и нужно остерегаться, чтобы​ ничего не прошло внутрь дальше середины гортани от зубной пасты, тогда пост нарушается.

Можно ли полоскать рот водой?

Полоскать рот водой (не в омовении), после того как солнце поднимется до зенита, не желательно, и если вода пройдёт вовнутрь, то пост нарушается.

Если человек держит уразу и случилось так, что он поругался с кем-то, нарушается ли пост?

Подобное поведение канонически не нарушает поста, однако споры и ругательства могут лишить человека благодати поста, а то и всей награды.

Можно ли пить лекарства?

Все зависит от тяжести болезни. Если речь идет о таком протекании болезни, которое при отсутствии лечения или не приеме лекарства, может существенно нанести ущерб его здоровью или жизни, то в этом случае продолжать пост запрещено. Что касается легкого недомогания и дискомфорта, то это вполне естественные для поста явления, а не самоистязание.

Есть ли какие-то допущения для жителей тех городов, в которых заходит солнце поздно?

В той местности, где происходит полноценный закат солнца за горизонт, необходимо соблюдать пост до полного заката солнца, каким бы длинным не был день. Если же солнце вообще не заходит за горизонт, тогда ориентируются на ближайшую местность, где заходит солнце и по времени этой местности разговляются.

Нарушается ли пост при вдыхании ароматов еды?

Нежелательно вдыхать аромат еды во время поста, но от этого пост не нарушается.

Нарушается ли пост, если капать капли в глаза во время поста?

Не нарушают пост капли в глаза, даже если вкус этих капель ощущать в горле, так как через глаза нет пути в полость.

Нарушается ли пост, если капать капли в уши и в нос во время поста?

Капли в уши и в нос портит пост, если эти капли достигнут полости ушей и носа.

Можно ли купаться на море?

Если человек знает, что при погружении вода зайдет через естественные проходы, например в рот, и достигнет ниже середины гортани, или в нос до основания носовой кости, или в уши до участка, где завершается ушное отверстие, или в половые органы, то ему купаться в море не разрешается, и проникновение воды при этом портит пост.

Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?

Если эти поцелуи и объятия способны вызвать страсть, то делать это запрещено, а если они не вызывают страсти, то лучше этого не делать.

Аудио версия настоящей статьи:

Можно ли во время поста прополаскивать время от времени рот водой, принимать душ и мыть голову?

Без всяких сомнений, можно. Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) мылся, а также просто обливался водою во время поста, о чем говорится в нескольких достоверных хадисах .

Полоскать рот

Что касается полоскания рта, то пророк Мухаммад четко сказал одному из сподвижников, что «полоскание рта не нарушает пост» . Время от времени постящийся может полоскать рот, дабы устранить чувство сухости во рту. На действительность поста это никак не влияет.

Принимать душ

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводится хадис от ‘Аиши о том, что «на рассвете [когда уже наступило время соблюдения поста] пророк Мухаммад совершал полное омовение (омытие всего тела) и продолжал соблюдать пост» . Душ, прием ванны, купание не влияют на действительность поста. Причем не важно, есть ли необходимость в приобретении ритуальной чистоты или нет .

Мыть голову

В сводах хадисов Абу Дауда и Ахмада ибн Ханбаля приводится хадис о том, что «сподвижники видели, как пророк Мухаммад из-за жажды либо из-за жары лил воду себе на голову, при этом он соблюдал пост» .

Также, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется отдельная тема «Полное омытие тела (купание) соблюдающим пост», где он собрал в том числе мнения сподвижников о том, что можно во время поста полоскать рот, пробовать пищу на вкус, пользоваться мисваком , мыться, купаться, посещать баню и т. п. Приведу несколько цитат :

- «Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар окунал свою одежду в воду и после надевал ее [тем самым облегчая для себя соблюдение поста в жаркую погоду]»;

Подчеркну, что все ранее упомянутое никак не возбраняется, даже если применяется не только для чистоты тела, но и для облегчения состояния постящегося .

Во время полоскания рта при омовении может ли нарушиться пост? Магомед.

Полоскание рта не нарушает поста.

Можно ли при совершении омовения полоскать ротовую полость, учитывая то, что при полоскании немного утоляется жажда.

Да, можно, главное - не глотать воду.

Нарушается ли пост, если случайно проглотить воду во время полоскания рта, когда берешь тахарат (совершаешь омовение)? Ильшат.

Основным является мнение о том, что пост из-за этого не нарушается .

Доказательством является в том числе аят из Корана:

«Если вы в чем-то ошиблись, то нет на вас греха. Однако [он, грех, есть] когда имеется сердечное намерение [когда человек преднамеренно совершает зло или преступление с осознанием, что оно греховно]. Аллах (Бог, Господь) Всепрощающ и безгранично Милостив [а потому, пока человек жив, есть возможность раскаяться и исправиться]» (см. ) .

Имам аль-Бухари в своем своде хадисов приводит слова известного мусульманского ученого ‘Аты . Касательно случайного попадания воды в гортань (случайного ее заглатывания) во время полоскания рта и промывания носа при совершении омовения ученый сказал: «Если от человека это не зависело (произошло случайно), тогда ничего страшного в этом нет». То есть на действительность поста это никак не влияет. Человек благополучно продолжает поститься.

Нужно ли возмещать дни поста в Рамадан, если случайно во время полоскания рта в горло попала вода? Ахмед.

Это не принимается в расчет, если не было преднамеренного глотания воды. Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением» ; «Не будет спрошена моя умма (мои последователи) за совершенное по ошибке [непреднамеренно], за совершенное по забывчивости и за то, что совершено по принуждению» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) призывал: «Тщательно промывай нос водой [совершая ритуальное омовение], кроме как в случае, когда соблюдаешь пост» . А потому омовение (малое или полное) совершается в период поста в обычном порядке с промыванием рта и носа, единственное – важно не перестараться.

Можно ли во время поста мыться в душе, купаться в бассейне или в море?

Да, можно. Никаких ограничений по использованию воды в пост нет, кроме – питья.

Суть поста – в воздержании от еды, питья и половых отношений в дневное время суток. Если вы плаваете или моетесь без заглатывания воды, то это не нарушает ваш пост днем.

Мнения об ограничении в купании во время поста, которые вы можете встретить в Интернете, были с самого начала формирования мусульманского богословия. Но! Это всего лишь домыслы, они не имеют основания, тем более достоверного канонического обоснования (Коран и Сунна) .

Вы говорите, что купаться в речке во время поста в Рамадан можно, а наши имамы запретили. Приведите, пожалуйста, аят или хадис о дозволенности этого. Хуршед, Таджикистан.

Аята или хадиса о запрете нет, а потому - разрешено. Это вы не меня, а их должны попросить привести аят или хадис, ведь они, ваши местные имамы, запрещают, а потому должны привести четкий и достоверный аргумент - аят или хадис. Если такового нет, тогда это - их личное суждение, домыслы, которым они могут следовать в собственной жизни, но не имеют права навязывать другим.

В мусульманских канонах есть общеизвестное правило: «Все то, что не запрещено, остается разрешенным» . Перевести разрешенное в категорию запрещенного или нежелательного может, к примеру, медицинская настоятельная и аргументированная рекомендация (подобно случаю с курением) или какой-либо фактор, касающийся лично индивидуума, определенной группы людей или общества. И еще одно богословское правило: «Если нет аргумента (из Корана или Сунны) в пользу запрета, то делается так, как проще и легче для человека» .

Напомню также аят из Корана:

«Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное; дозволенное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] - только лишь для верующих. Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах]» ().

Правда ли, что омовение для совершения молитвы-намаза можно сделать, находясь в соленом море, при этом несколько раз полностью окунувшись в воду? Саид.

Морская вода пригодна для совершения омовения. На этот счет есть достоверные хадисы: «Морская вода пригодна для омовения, а то, что умерло в море [то есть обитает в нем], - халяльно [разрешено для употребления в пищу]» ; «Морская вода очень чиста [пригодна для ритуального омовения]» . О вариантах малого и полного омовений читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2».

Можно ли заниматься аквааэробикой во время поста? Когда выполняешь упражнения, бывает, что непроизвольно проглатывается вода. А.

Проглатывать воду нельзя. Нельзя также делать то, что очевидным образом приводит к заглатыванию воды. Оцените степень вероятности самостоятельно. Преднамеренное проглатывание воды нарушает пост. В пост занимайтесь не аквааэробикой, а просто аэробикой.

В связи с условиями работы я должна каждый день принимать душ. Влияет ли это как-нибудь на пост? Kumush.

Нет, не влияет, даже если, соблюдая пост в течение дня, вы примете душ пять или десять раз . Напоминаю вам, что пост - это воздержание от пищи, питья и половых сношений от начала утренней зари и до захода солнца, сразу после которого все это становится дозволенным.

Перед началом первого дня поста я искупался, но ничего не сказал во время купания. Был ли мой пост действительным? Билан.

Купание и пост не связаны друг с другом.

Если я соблюдаю пост и искупаюсь от жары, нарушит ли это пост? Магомед.

Нет, не нарушит. Например, сподвижник пророка Мухаммада Анас ибн Малик сказал: «Поистине, у меня есть бассейн, в который я ныряю во время соблюдения поста». Об этом упоминает в своем своде хадисов имам аль-Бухари .

Нарушается ли пост, если вода попадает внутрь через ухо? Иса.

Вода через ухо попасть в пищеварительный тракт не может, а именно это нарушает пост. В вашем случае пост не нарушен.

Можно ли принимать лечебные ванны во время священного месяца Рамазан? Диана, 26 лет.

Можно, несомненно.

Можно ли в течение дня, пока держишь пост, мыться в бане? Рустам.

Да, можно.

Во время священного месяца Рамадан разрешается ли бриться днем, а также использовать крем, мыть голову, постригаться, использовать благовония? Таир, 21 год.

Безусловно. Все это разрешено. Разногласия относительно перечисленных вами пунктов в научной среде мусульманских богословов отсутствуют. Например, некоторые сподвижники пророка Мухаммада в дни поста намазывали тело различными полезными маслами, чтобы кожа пропитывалась ими. Ибн Мас‘уд даже призывал к этому, о чем упоминает имам аль-Бухари в своде хадисов .

Имам аль-‘Аскаляни в своем известном многотомном комментарии к своду хадисов имама аль-Бухари в упомянутом вами контексте подчеркивает: «Сподвижники и первые два поколения после пророка Мухаммада считали желательным (мустахаб) для соблюдающего пост создание необходимых удобств, украшение себя (чистота, аккуратность, приличный вид), использование (полезных для тела и ароматных) масел» .

Сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов .

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 571 и 572, хадисы № 1925 и 1926 (от ‘Аиши и Умм Салямы), а также с. 573, хадис № 1930; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2365, «сахих».

Хадис от ‘Умара; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 270, хадис № 2385, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1647 и пояснение к нему.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, хадис № 1930.

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 269, хадис № 2365, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, хадис № 1648 и пояснение к нему.

Кусок ветки, который выполняет одновременно функцию щетки и пасты. Имеет ярко выраженный вкус. Чистит зубы и отбеливает. Во времена пророка Мухаммада именно мисваком (сиваком) поддерживали чистоту полости рта. И в наши дни он не вышел из практики.

Все они приведены имамом аль-Бухари в начале упомянутой темы. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573, перед хадисом № 1930.

‘Амир аш-Ша‘би (19–103 гг. жизни по хиджре) является одним из крупнейших богословов-мухаддисов первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Родился и жил в Куфе. См.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]. В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. Т. 2. С. 27.

Аль-Хасан ибн Ясар аль-Басри (21–110 гг. по хиджре; 642–728 гг.) - известный факых, мухаддис, муфассир. Богослов первого поколения после смерти Пророка. Был имамом (духовным руководителем) города Басра; считается ученейшим человеком своего времени. Родился в Медине. Рос под опекой имама ‘Али ибн Абу Талиба. Особенно отличался красноречием, мудростью и мужеством. Умер в Басре. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 1986. Т. 2. С. 226, 227.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192–194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 11. С. 16–18.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 3. С. 82.

‘Ата’ ибн абу Рабах (умер в 114 г. по хиджре) - один из известнейших ученых первого поколения после смерти пророка Мухаммада. Руководил написанием и выпуском богословских заключений (фетв) в Мекке.

Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 221, хадис № 2043, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

Хадис от Савбана; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4461, «сахих».

Летом 2010 года в Москве на протяжении длительного периода стоял сильный смог из-за пожаров в Подмосковье.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 269, хадис № 2366, «сахих».

См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192–194, пояснение к хадисам 1930–1932; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 224, пояснение к хадисам № 1647 и 1648.

См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107.

См., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя. С. 108.

Хадис от Абу Хурайры и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 40, хадис № 69; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 265 и 306.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Хакима. См., например: См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 475, хадис № 7756, «сахих».

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 52.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 5. С. 194; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 18.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 5. С. 193.

См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 4. С. 256 и 257.

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Вопрос: Можно ли держать пост, если я не читаю намаз?

Ответ: Да, можно. Так как пост — один из пяти столпов Ислама. Инша Аллах, Ваш пост будет принят Всевышним.

Вопрос: Что нужно говорить перед сухур?

Ответ: Намерение поста (нийат):

«Навайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля».

Перевод: «Я намереваюсь соблюсти пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Всевышнего Аллаха».

Вопрос: Что нужно говорить перед разговением (ифтара)?
Ответ: Слова, которые произносит постящийся при разговении(ифтара):

«Аллахумма лякя сумту ва бикя аманту ва аляйкя таваккяльту ва ‘аля рызкыкя афтарту фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!)» (Ибн Маджа, Сыйам, 48; Даракутни, II/185).»

Вопрос: Что лучше всего делать во время поста?
Ответ: Вам стоит проявить усердие в поклонения, раздавать милостыню, делать добро людям, читать Коран. Если есть возможность взять отпуск во время поста, лучше сделать это, дабы больше времени прибывать в мечети с намерением поклонения Всевышнему.

Вопрос: Насколько важно принимать сухур? Если я проспал сухур и в течение дня ничего не ел и не пил, не будет ли это считаться нарушением?
Ответ: Если Вы не встали утром на сухур, то это не нарушает пост. Главное условие, до ифтара нельзя есть и пить. Но старайтесь не пропускать сухур.

В Рамазан Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спешил сделать разговение сам и побуждал к этому других. Кроме того, он, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал людей обязательно принимать пищу до утренней зари и по возможности делать это перед самым рассветом.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Всё время сухура является благословенным, так не упускайте же его, и пусть каждый из вас выпьет хотя бы глоток воды, ибо, поистине, Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто ест, или пьёт перед рассветом» (Ахмад).

Вопрос: Важно ли спешить с разговением?
Ответ:

«У каждого все будет хорошо до тех пор, пока они будут спешить с разговением». (Аль Бухари № 1957, Муслим № 1098)

Вопрос: Чем лучше всего разговляться?
Ответ: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«У кого есть финики, пусть разговляется ими, а у кого их нет, тот пусть разговляется водой, ибо она очищает». (Ахмад № 15798, Ат Тирмизи № 695, Абу Дауд № 2355)

Вопрос: Можно ли кушать после фаджр намаза до восхода?
Ответ: После фаджр намаза — кушать нельзя. Необходимо прекратить прием пищи за 10 минут до наступления рассвета.

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». (Коран 2:187)

Вопрос: Если по забывчивости, днем я принял пищу, выпил воды, нарушается ли мой пост?
Ответ: Прием пищи и воды, совершенные по забывчивости пост не нарушают. Как только вы вспомните, что вы постящийся — вам необходимо незамедлительно прекратить прием пищи.

Есть хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

«Кто поел или попил, забывшись, пусть продолжает свой пост, ибо это Аллах накормил его и напоил». (Аль-Бухари № 6669)

Вопрос: Можно ли поститься непрерывно, например, 2 дня подряд, без разговения?
Ответ: Нет, нельзя.

Передают со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговеется перед рассветом (следующего дня)». (Аль Бухари № 1963)

Вопрос: Можно ли держать пост несколько дней? Например, 3 дня в начале и 3 дня в конце?
Ответ: Нет, подобное запрещено.

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься». (Коран 2:185)

Вопрос: Во время поста, меня отправляют в командировку в другой город. Могу ли я приостановить свой пост?
Ответ: Аллах разрешил путешественнику приостановить пост, даже если во время путешествия он не испытывает никаких затруднений. По истечении поста, Вам необходимо будет восполнить пропущенные дни. Всевышний сказал:

«А если кто болен или находиться в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран 2:185)

Вопрос: Могу ли я держать пост, несмотря на то, что собираюсь в командировку в другой город?
Ответ: Да, можно.
Хамза ибн Амр аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«О Посланник Аллаха, я чувствую, что у меня достаточно сил для того, чтобы поститься в путешествии, так будет ли на мне грех, если я стану делать это?». Пророк сказал: «Это разрешение (послабление) от Аллаха, и кто воспользуется им, тот поступит хорошо, а кто желает поститься, на том нет греха». (Муслим № 1891)

Вопрос: Во время поста можно делать обрезание (свадьбу и т.п.)?

Ответ: Да, в период времени поста, Вы можете сделать ребенку обрезание (справить свадьбу и т.п.). Но в этом случае, праздничное угощенье вам необходимо перенести на вечер (после разговения).

Вопрос: Во время поста можно ли заниматься спортом?
Ответ: Да, можно, но не забывайте, что во время поста организму и так тяжело, постарайтесь не обременять его. Желательно взять перерыв в период поста.

Вопрос: Можно ли глотать слюну во время поста?
Ответ: Сглатывание слюны — пост не портит. Но специально «копить» слюну и сглатывать — нельзя, так как это портит пост.

Вопрос: Можно ли жевать жевательные резинки?
Ответ: Нет, нельзя. Жевательная резинка содержит в себе сахар (либо заменитель).
К тому же, при жевании на голодный желудок жевательная резинка стимулирует выработку желудочного сока, что способствует развитию гастрита или обострению язвенной болезни.

Вопрос: Можно ли использовать крема во время поста?
Ответ: Да, можно. Главное, что вы не употребляете их внутрь.

Вопрос: Можно ли в период поста чистить зубы пастой, при этом не глотать слюну.
Ответ: Использование зубной пасты допускается, но относится к категории макрух. При использовании зубной пасты слюна не проглатывается до тех пор, пока не пройдет ее вкус. Попадание зубной пасты в желудок нарушает пост. Необходимо тщательно прополоскать рот и быть предельно осторожным. Лучше и безопаснее пользоваться мисваком. Последнее является Сунной.

Вопрос: У меня последнее время частенько кровоточат зубы, и я собираю слюну и выплевываю, иногда по забывчивости глотаю. Нарушается ли пост из-за этого и что можно сделать?
Ответ: Пост не портится, но глотать кровь специально не надо. Рекомендуем Вам быть крайне внимательным.

Вопрос: Во время Поста разрешается курить днем?
Ответ: Нет, не разрешается.

Вопрос: Во время Поста разрешается употреблять насвай?
Ответ: Нет, не разрешается. Так как это относится к одурманивающим веществам.

Вопрос: Можно ли во время поста принимать душ, ванну?
Ответ: Можно, по мере необходимости. Будьте осторожны.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы мисиваком и лил себе на голову воду во время поста. Сподвижники видели, как во время поста он, да благословит его Аллах и приветствует, обливал голову водой, спасаясь от жажды или от жары. (Ахмад № 15473, Абу Дауд № 2365)

Вопрос: Можно ли просто полоскать рот, нос во время поста?
Ответ: Полоскание рта и очищение носа водой не нарушает пост, если даже сделано не при омовении. Если Вы проглотите воду, то в этом случае пост нарушается и нужно его возместить.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хорошо (глубоко) промывай нос, кроме тех случаев, когда ты постишься». (Ат-Тирмизи, 788)

Вопрос: Можно ли стричь ногти, волосы в период поста?
Ответ: Можно подстригать ногти и волосы. Лучше всего это делать перед полным омовением.

Вопрос: Во время поста, днем, я имел половой контакт с супругой. Теперь 1 день прерван. Каким образом можно восстановить его?
Ответ: Пост человека, вступившего в половую близость днем в Рамазан, нарушается, и он должен возместить этот день поста посредством непрерывного 2-х месячного поста, а если это ему не по силам, тогда он должен накормить 60 бедняков. (Об этом говорится в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах). Аль Бухари № 6087,6164. Муслим № 1111)

Если половой контакт произошел по забывчивости (без намерения прервать пост), то в этом случае пост не считается испорченной. Как только вы осознали, что вы постящийся — вам необходимо прервать половой контакт.

Вопрос: Можно ли вступать в половую близость супругам, во время поста, в ночное время (после разговения)?
Ответ: Да

«Разрешается вам в ночь поста близость с вашими жёнами (, ведь) они являются одеянием для вас, а вы — одеянием для них» (Коран 2:187)

Вопрос: Можно ли во время поста обнимать, целовать свою жену (мужа)?
Ответ: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Во время поста Пророк, нередко обнимал и целовал (своих жён, однако), он владел собой лучше любого из вас». (Аль Бухари № 1927)

Вопрос: Во время поста у меня произошло семяизвержение, портится ли от этого мой пост?
Ответ: При непреднамеренном семяизвержении — пост не нарушается. Вам необходимо сделать полное омовение (гусуль).

Вопрос: Что делать, если во время поста начался менструальный цикл?
Ответ : Вам необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится:

«Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?». (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889)

После менструального периода, женщине необходимо возместить пропущенные дни поста.

Вопрос: Как быть во время поста кормящей матери?
Ответ: Согласно самому верному мнению, женщина, которая беременна или кормящая, рассматривается как тот, кто болен, поэтому ей позволено не поститься, и она должна восполнить только пропущенные дни, опасается ли она за себя или за ребёнка. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника, и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин». (ат-Тирмизи,3/85, он сказал — это хасан хадис)

Вопрос: У меня плохое самочувствие, могу ли я прервать пост?
Ответ: Если в некоторые дни человеку трудно поститься, ему разрешается прервать пост в эти дни. Иногда это даже становится обязательным (например, при рекомендации врача) — если пост наносит человеку ощутимый вред. Всевышний Аллах избавил нашу общину от затруднений. Всевышний сказал:

«Он не сделал для вас никакого затруднения в религии». (Коран 22:78)

Человек, прервавший пост из-за того, что ему было очень тяжело, обязан возместить пропущенные дни после того, как ему станет легче.

Вопрос: Как быть немощным людям (неизлечимые люди)?
Ответ: Тот, кто вообще не в состоянии поститься (то есть, нет надежды на то, что он когда-нибудь будет в состоянии соблюдать пост, например, очень старый, а также, неизлечимо больной человек), — имеет право не соблюдать пост, однако он должен за каждый пропущенный день накормить одного бедняка. Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, прочитал Слова Всевышнего:

«А те, которые способны поститься с трудом, следует в искуплении накормить бедняка». (Коран 2:184)

Вопрос: Во время поста у меня произошла рвота. Нарушен ли мой пост?
Ответ: Да

«Кого одолела рвота, тот не обязан возмещать пост, а кто намеренно вызвал рвоту, тот должен возместить свой пост». (Ахмад № 10085, Абу Дауд № 2370, Ат Тирмизи № 720, Ибн Маджа № 1676)

Вопрос: Как надо проводить Ураза байрам?
Ответ: В Ураза байрам надо приготовить праздничную еду, позвать родственников, друзей. Можно самим пойти в гости к родственникам. Самое главное, чтобы чувствовалось, что это праздник.
Вопрос: Я слышал про дополнительный пост после поста. Что это за пост и как его нужно держать?
Ответ: Пост в течении 6 дней после месяца Рамазан в месяц Шавваль, является Сунной. Поститься можно прерывно, т.е. 2 дня в начале, 2 дня в середине, 2 дня в конце. Поститесь также обычным образом, т.е. от рассвета до заката отказываясь от еды, питья, интимной близости и других вещей, нарушающих пост. Начинать можно после праздника » Ураза байрам «.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тот, кто постится месяц Рамазан, и вслед за ним соблюдает пост шесть дней Шавваля, равен тому, кто постился на протяжении всего года» (Муслим)

Они ответили: «Дозволено при необходимости принимать инъекции в вену или в мышцу во время поста, но нельзя чтобы это было заменой питанию, потому что это аналогично еде или питью, и в этом случае подобная инъекция будет нарушать пост в Рамадан. Но будет лучше если инъекции будут делаться ночью». (Постоянный комитет (10/252))

Если во время поста человеку делают питательную инъекцию, при помощи которой он может обходиться без пищи и питья. В этом случае инъекция играет роль пищи и питья, как об этом сказал шейх Ибн ‘Усеймин в «Маджалис шахр рамадан» (С. 70).

Что же касается инъекций, которые не замещают пищу и питье, но являются лекарственными средствами (пенициллин, инсулин или стимулирующие препараты, или прививки), то они не нарушают пост как в случае, если они вводятся внутривенно, так и в случае внутримышечного введения. Об этом сказал Мухаммад ибн Ибрахим в своих фетвах (Т. 4. С. 189).

Но из предосторожности лучше сделать их на ночь.

Гемодиализ (аппарат - гемодиализатор называют «искусственной почкой»), при котором из организма выводят кровь, а после очищения и добавления некоторых химических и питательных веществ (глюкоза, соли и пр.) возвращают ее в организм, нарушает пост. Подробнее в «Фатауа-ль-ляджнати-д-даима» (Т. 10. С. 19). [Конец примечания].

Вопрос: 1853. Портит ли уразу проглатывание слизи, подошедшей ко рту в результате отрыжки.

https://youtu.be/cPqCVY_M-eE

Аль-каляс – это отрыжка человека. Когда человек поел пищу, бывает так, что он отрыгивает после употребления пищи. Бывает отрыгивание двух видов: такое, которое не влечет за собой поднятие еды из желудка в горло, просто отрыгивание воздухом. А бывает отрыгивание, которое несет за собой поднятие части еды из желудка до горла и иногда может быть так, что еда попадает даже в рот. Теперь вопрос: Если человек отрыгнул, таким образом, и часть еды поднялась из его желудка, и попала ему в рот. И затем он обратно проглотил эту еду, ураза его портится или нет? Или он должен выплюнуть эту еду, которая попала ему в рот из желудка?

Говорит: Аль Каляс или Аль Калс, с фатхой над каф, а что касается лям, то она может быть с фатхой, может быть с сукуном.

Говорит: - Это когда достигает горла. То есть, здесь уже имеется в виду снизу, из желудка в рот, не имеется в виду снаружи, ртом. – А может быть достигает не только горла, но даже рта и она может обратно вернуться в желудок. Если достигла горла или рта, может вернуться обратно, и такое случается с сытым человеком. Что касается постановления такого явления, если еда дошла до его горла или его рта, а затем вернулась обратно в желудок без выбора человека, то есть, так, что он проглотил эту еду ненамеренно, не смог преодолеть эту еду и еда преодолела его и ушла сама вниз, тогда это не портит уразу. Но если человек проглотил эту еду намеренно вместе с тем, что мог выплюнуть ее, тогда это портит уразу. И фетву об этом вынес имам Ахмад, а так же ибн Хазм.

Значит, правильное мнение в вопросе, какое? То, что если человек проглотил ту еду, которая вышла в результате отрыжки из его желудка в рот, если проглотил ее намеренно, тогда ураза его портится, если проглотил ненамеренно, тогда ураза не портится.

Вопрос: 1854. Является ли необходимым высушивать рот полотенцем после полоскания рта.

https://youtu.be/5bxwX3p9saw

Сказал ан-Навави в своей книге «аль-Маджму» (шарх на книгу «аль-Муаззаб» абу Исхака аш-Ширази, в этой книге собраны вопросы фикха относительно мазхаба Шафиитского) – Сказал аль-Мутавалли (один из ученых Шафиитского мазхаба), а так же другие: - Если держащий уразу человек поласкает рот, то он обязан эту воду выплюнуть, и не является обязательным такому человеку высушить рот, то есть внутренность рта куском материи или чем-либо подобным, без разногласий. То ест, Мутавалли, а так же другие приводят отсутствие разногласия в Шафиитском мазхабе о том, что человек не обязан высушивать рот куском материи после того, как он прополоскал его. Сказал аль-Мутавалли: - Потому, что в этом есть затруднение для человека,(то есть, представь, каждый раз, когда будешь полоскать рот, будешь брать полотенце и высушивать внутренность рта) а так же потому, что во рту не остается после маджа (мадж – это выплевывание воды) ничего кроме рутубы (влаги), которую уже невозможно выплюнуть. Потому, что если бы она могла отделиться от внутренней кожи рта, то она бы вышла вместе с выплевыванием. То есть, Мутавалли хочет сказать, то, что если человек прополоскал рот, а затем выплюнул воду, которая была во рту. То та влага, которая остается во рту, это не та вода, которую он взял в рот при полоскании рта. Но эта влага, которая является слюной, и которая выделяется внутренней кожей рта. Поэтому ее сушить не нужно, так как это слюни человека, а не та вода, которую он взял в рот. Потому, что если была эта вода, которую он взял в рот, она бы вышла вместе с выплевыванием.

Говорит шейх Мухаммад ибн Хизам: - Если бы обязательным было для него сушить рот, (то есть, куском материи после полоскания рта) то пророк, саля Ллаху аляйхи васаллям, непременно приказал бы это и разъяснил бы этот вопрос потому, что этот вопрос касается всех людей и встречается часто в жизни человека. То есть, человек не может, если он держит уразу не полоскать рот, так как он должен брать малое омовение к намазу. Раз это касается всех и вся несколько раз в день и отсутствие высушивания рта полотенцем, после полоскания рта приводило бы к недействительности уразы, то пророк, саля Ллаху аляйхи ва саллям, непременно разъяснил бы этот вопрос и указал бы на него из-за его опасности. Потому, что нужда людей к разъяснению этого вопроса является всеобщей. И этот логический вывод тоже указывает на правильность мнения, которую выбрал или упомянул аль-Мутавалли.

Вопрос: 1855. Если человек почистил зубы свежим сиваком так, что проглотил его отделившийся сок

https://youtu.be/m684cfqrP04

Если человек чисти зубы во время уразы свежим сиваком. Свежий – Если ты будешь кусать, из него идет горечь, из него идет его вкус, сок.

Говорит: - Когда человек чистил зубы таким сиваком влага или сок от этого сивака отделился от самого сивака и попала к тебе в рот, или отделилась от этого сивака хашаба,то есть, какие то кусочки дерева отделились от сивака, попали тебе в рот и ты их проглотил. Портит это уразу или нет?

Сказал ан-Навави в своей книге «аль-Маджму»: - Да, это портит уразу без разногласий. Об этом явно заявил аль-Фаурани (один из ученых Шафиитского мазхаба), а так же другие. Без разногласий, имеется в виду у Шафиитов. То есть, Шафииты единогласно считают, что такое деяние портит уразу. Что понимается под соком сивака, под влагой от сивака? Имеется в виду саиль, та жидкость, которая выходит из сивака в то время, когда он используется и является еще свежим, новым сиваком. Говорит: - И он еще является горячим. Что значит горячим? То есть, горьким, ты чувствуешь его горечь во рту. И имам ан-Навави явно заявил о том, что эта вещь или это явление портит уразу. Потому, что человек способен выплюнуть этот сок. То есть, проглатывание этого сока не является вынужденным для человека. Может он выплюнуть этот сок или нет? Или эти кусочки, которые отслаиваются или отходят от сивака, может человек их выплюнуть или нет? Может. Другой вопрос если он не смог это выплюнуть и это проникло ему в рот случайно, это не портит уразу, это понятное дело. Но если он проглотил это намеренно. Говорит: - А если же человек чистит зубы сиваком, после того как выплюнул этот сок, который выходит в начале из свежего сивака и этого сока из сивака не выделяется, то проглатывание этих слюней, которые выделяются в результате чистки зубов сиваком, не вредят уразе, даже если человек чувствует какой то вкус от сивака. То есть, все равно человек чувствует вкус, даже если сивак уже не новый, старый. Но этот вкус уже возникает не от того, что влага выделяется или это жидкость или сок выделяется от сивака, а просто потому, что слюни размягчают сивак, и соответственно основа сивака придает какой то вкус. Не смотря на то, что самого сока уже нет. То есть, одно дело проглотить сок свежего сивака, а другое дело просто чувствовать вкус, который имеется в дереве этого сивака, не смотря на то, что сока нет. Первое вредит уразе, а второе не вредит уразе. Потому, что второе не является чем то материальным. То есть, ты не проглатываешь какую-то материю, которая представляет, из себя сок этого сивака, но просто чувствуешь вкус, после того как сок уже удален. Говорит: - Потому, что сока уже нет, есть только слюни. Кто-то может сказать – а почему рас сока нет, есть вкус? Мы говорим: - Бывает такое, то, что сока самого нет, но вкус остается потому, что он присутствует в самом дереве, в самой основе сивака. И Один Аллах знает лучше. Значит правильный ответ в этом вопросе какой? То, что если человек чистил зубы сиваком свежим. И из этого свежего сивака выделился сок сивака и он его проглотил нечаянно, то это не портит уразу. Это, во-первых. Во-вторых, если он проглотил ее намеренно вместе с тем, что мог ее выплюнуть, тогда это уразу портит. И третья ситуация, если человек чистит зубы сиваком, у которого уже нет своего сока, но есть только вкус сивака за счет того, что этот вкус содержится в самом дереве сивака, так вот, в глотании этого проблем нет. Поэтому обычно говорят, выплюнуть необходимо при чистке зубов сиваком в первый раз. Первый раз если ты чистишь зубы этим сиваком, выделяется сок, ты ее выплевывай, но потом во второй раз, когда уже чистишь, следующий раз уже выплевывать необязательно, потому, что это уже не является соком посторонним самого сивака.

Вопрос: 1856. Каково постановление использования сивака для постящегося.

https://youtu.be/gEZYEfxz-bU

Говорит: - Здесь может быть две ситуации. То есть, ученые разногласили относительно двух ситуаций. Во-первых, если этот сивак является уже сухим, засохшим. То есть, он уже не свежий, не новый. Что касается этого, то имам Ахмад, а так же Шафии и Исхак, считают, что является желательным использовать такой сивак до заваля (до полудня), а после полудня является нежелательным. То есть, что получается у нас в нашем вопросе? Разрешено ли держащему уразу использовать сивак? Мы говорим, этот вопрос делится еще на два вопроса. Если сивак сухой уже старый сивак. И второй, если сивак свежий, новый. Сейчас пока разбираем вопрос, можно ли чистить, держащему уразу зубы старым, сухим, высохшим, от которого не ощущается горечь или не выходит явный сок. – Так вот – говорит – в этом вопросе есть разногласия. Первое мнение в этом вопросе, которого придерживался имам Ахмад, Шафии и Исхак, то, что таким сиваком, то есть, сухим, старым желательно чистить зубы до полудня, а после полудня таким сиваком чистить зубы уже нежелательно. Какой довод они привели на свое это мнение… Первый довод – хадис Али ибну абу Талиба от пророка, салляЛлаху аляйхи васаллям, то, что посланник, салляЛлаху аляйхи васаллям сказал: - Если вы держите уразу, то чистите зубы сиваком с утра, но не чистите зубы в обед . То есть, уже после обеда не чистите зубы сиваком. Этот хадис приводит имам ад-Даракутни. Дальше придет то, что этот хадис является слабым, что в нем есть слабые передатчики, так же один из передатчиков неизвестен. Второй их довод – слова пророка, саля Ллаху аляйхи васаллям: - Неприятный запах, который идет изо рта постящегося любимее для Всевышнего Аллаха, чем запах миска . То есть, запах благовоний. Этот хадис у Бухари и Муслима приходит со слов абу Хурейры. То есть, основываясь на этот хадис имам Ахмад, Шафии и Исхак сказали – после обеда чистить зубы сиваком нежелательно. Почему? Сказали, потому, что после обеда во рту постящегося появляется неприятный запах, если человек будет чистить зубы сиваком, то этот запах удаляется, а Аллаху этот запах любимее, чем запах благовоний. Ответить как можно на этот хадис? То, что сивак не удаляет этого запаха изо рта потому, что запах идет не изо рта, а идет из глубины организма человека, либо из желудка, а иногда даже из кишечника. Значит, второй довод тоже не годится в нашем случае. И второе мнение в этом вопросе, которого придерживался имам Малик, а так же абу Ханифа, то, что использовать сухой сивак является желательным в любом случае, сутра или после обеда и т.д. И это же мнение выбрал шейх аль Ислам ибн Теймийя. Какой довод они привели на этот свой вывод? Первый довод – хадис абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, саля Ллаху аляйхи васаллям сказал: - Если бы я не боялся затруднить свою общину, я приказал бы им чистить зубы сиваком перед каждым намазом . Отсюда что берется? То, что пророк, саля Ллаху аляйхи васаллям, не разделил между постящимся и не постящимся. Этот хадис касается и постящегося и не постящегося. Пророк, саля Ллаху аляйхи васаллям, говорит: - Если бы я не боялся затруднений для своей общины, я приказал бы им чистить зубы сиваком перед каждым намазом. Намаз Аср после полудня или нет? После полудня. Намаз Зухр, намаз Магриб идут после полудня. Несмотря на это пророк, салляЛлаху аляйхи васаллям, сказал, что я бы приказал чистить зубы сиваком своей общине. Этот хадис приходит у Бухари и Муслима и в одном из ривайятов достоверных, к этому же хадису – перед каждым малым омовением. Второй довод – хадис Амира ибну Рабиа о том, что он сказал: - Я видел пророка, саля Ллаху аляйхи васаллям, бесчисленное количество раз, что он чистил зубы сиваком в то время, когда он держал уразу. Этот хадис приводит имам Ахмад, абу Дауд, Тирмизи, но этот хадис является слабым, в его иснаде Асым ибну УбайдиЛлях, который является слабым передатчиком. Значит, второй хадис годится в довод или нет? Не годится. А первый хадис годится в довод или нет? Первый годится. Далее. Третий довод – хадис Аиши, радыяЛлаху анха, о том, что пророк, саля Ллаху аляйхи васаллям, сказал: - Сивак очищает рот и приводит к довольству Господа. То есть, Всевышний Аллах, Субхана ва Тааля, доволен человеком, когда он чистит зубы сиваком. Этот хадис приводит имам ан-Насаи, а так же другие, этот хадис является хорошим. То есть, тоже годится в довод. И это мнение выбрал имам аль-Бухари в своем достоверном сборнике, оно действительно является правильным. Значит, что получилось в итоге? Использование сухого, старого сивака, во время уразы является желательным, будь то до полудня или после полудня без разницы, в течении всего дня. Дальше. А что касается, как опровергнуть доводы первой стороны, то опровержение этого в следующем: что касается хадиса Али ибн аби Талиба, то он является слабым, в его иснаде человек по имени Кайсан абу Умар аль Кассар, который не был сильным передатчиком, а так же Язиду ибну Хилял который является неизвестным передатчиком. Поэтому шейх Альбани назвал его в своей книге Ирва аль Галиль под №67. Что касается второго их довода, то, что сивак удаляет неприятный запах изо рта, а Всевышний Аллах любит этот запах. Говорит: - Так сивак не удаляет на самом деле аль-хулюф (неприятный запах изо рта) потому, что источник этого запаха из желудка, а не изо рта, а сивак очищает только рот. А так же нужно отметить то, что на нас не возложено обязанность, поклоняться Аллаху тем, что мы оставляем этот запах неприятный во рту. То есть, несмотря на то, что Аллах, Субхана ва Тааля, любит этот запах, это не означает, что ты не должен с этим запахом бороться, и должен стараться оставить этот запах. Говорит: - Так же нужно отметить, что если кто-то говорит – это разделение до полудня, после полудня. Если до полудня желательно, после полудня нежелательно, они должны привести довод, как они разделили на после полудня и до полудня. К тому же известно, что неприятный запах изо рта у человека может возникнуть и до полудня. Говорит: - А у некоторых людей вообще не появляется этого неприятного запаха, кроме как прямо перед Магрибом только. Потому, что люди разделяются в количестве и качестве еды и питья, а так же в здравии его организма и в пищеварении. То есть, пищеварение у каждого человека различается, соответственно и появление запаха во рту тоже различается.

Говорит: - Теперь второе ответвление нашего вопроса : а если сивак является свежим, новым, который выделяет сок, то является ли узаконенным использовать сивак такой для того, кто держит уразу?

Говорит: - Первое мнение в этом вопросе, что такой сивак свежий, новый использовать является нежелательным. И этого мнения придерживался аш-Шааби, а так же Катада, а так же аль-Хакам, а так же Исхак ибну Рахавайх, а так же имам Малик, в одном из ривайятов от него, и это один из ривайятов от имама Ахмада сказали, почему нежелательно использовать такой сивак? Потому, что – говорит – часть этого сивака, как сок или часть его дерева может отслоиться от сивака, отделиться от него и попасть внутрь организма человека. Как ответить на этот довод? То, что если эти части отслаиваются и отходят от сивака, то их нужно выплюнуть и нет никакой проблемы. А если человек проглотил их нечаянно, то это тоже не вредит его уразе. И второе мнение в этом вопросе, которого придерживался имам Ахмад в одном из ривайятов от него то, что использование свежего сивака не является нежелательным. И это мнение так же Суфьяна ас-Саури, а так же аль-Аузаи (абд ар-Рахман ибн Амр), а так же мнение абу Ханифы. И это мнение передается от Али, а так же от ибну Умара. Ибну Умар сказал: - Нет ничего страшного если держащий уразу, будет чистить зубы сиваком , будь то сухим или будь то свежим. Это приходит у ибн аби Шейба 3-37 с хорошим иснадом от ибн Умара… Так же это мнение Урвы и Муджахида. И это мнение, которое выбрал имам аль-Бухари, а так же ибн Хазм и это мнение является более правильным из-за общности доводов. Но говорит, что нужно подметить то, что человек должен стараться остерегаться попадания в рот сока свежего сивака и его отделившихся частей дерева. Должен его выплевывать в первый раз, а потом, когда чистит зубы вторым сиваком, этого делать необязательно. Значит, правильное мнение в вопросе, какое? То, что использование сивака является желательным для держащего уразу в любом случае, будь то сухой сивак, будь то свежий сивак, будь то до полудня, будь то после полудня.

[Примечание редактора стенограммы]: Сказал Шейх аль-ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Всевышний):А что касается «сивак», то разрешается его использование бесспорно, однако разошлись мнениями в нежелательности его использования после обеда, на два известных мнения. И оба мнения приводятся от Имама Ахмада. И не приводиться достоверный довод в пользу нежелательности использования «сивак» после обеда, чтоб можно было этим доводом выделить те общие тексты, указывающие на желательность использования «сивак». Источник: «Аль-фатава аль-кубра» (2/474).

Был задан вопрос ученым постоянного комитета по постановлениям:

Разрешается ли соблюдающему пост использовать благовония? И разрешается ли использовать ему днем «сивак»? И разрешается ли женщине окрашиваться хной или натирать волосы душистыми маслами, чтоб причесываться?

Они ответили: « Соблюдающему пост разрешается использовать благовония на одежду, либо на головной убор, либо на тело, только не следует вводить его в нос. И разрешается соблюдающему пост использовать «сивак» днем. В соответствии со словами Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует):«Если бы это не было тяжко для (членов) моей общины, я обязательно велел бы им использовать «сивак» перед каждой молитвой». (Состоялось соглашение о достоверности хадиса).И этот хадис распространяется также на обеденную и предвечернюю молитву, в отношении постящегося и остальных. И мы не знаем достоверного довода, указывающего на запретность использования «сивак» соблюдающему пост.И женщине разрешено окрашиваться хной или натирать волосы душистыми маслами, чтоб причесываться, потому что это никак не повлияет на ее пост. Также и мужчине разрешается натираться лекарствами или чем-либо другим, будучи в состоянии поста».Исчтоник:«Постановления постоянного комитета» (10/328).

Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильно мнение состоит в том, что использование сивака утром и вечером во время поста является Сунной». См. «Фатава Аркан аль-Ислам», стр. 468. [Конец примечания].

Вопрос: 1857. Можно ли постящемуся пользоваться зубной пастой.

https://youtu.be/luclD4aJol0

Разрешено ли, узаконено ли, использовать зубную пасту для того, кто держит уразу. Использование зубной пасты для держащего уразу, нет в этом ничего страшного, если человек не допустит того, что эта паста попадет внутрь его организма. То есть, если ограничиться только ртом, то проблем нет. И такую фетву дал шейх ибн Бааз, так же шейх ибн Усеймин, а так же шейх Салих аль-Фаузан, а так же другие обладатели знания. Почему? Потому, что как мы говорили, попадание чего-либо в рот из еды и питья не вредит уразе. Поэтому можно пробовать еду, можно разжевывать еду для маленького ребенка, поэтому можно использовать сивак, поэтому можно полоскать во время уразы, поэтому можно использовать зубную пасту, но необходимо стараться, чтобы эта зубная паста не проникла внутрь. Поэтому сказал шейх ибн Усеймин: - Но предпочтительнее является отказаться от использования зубной пасты во время уразы. Почему? Потому, что зубная паста, у нее есть сильная способность проникать внутрь. То есть, человеку тяжело удержать зубную пасту во рту потому, что чистка зубов обычно происходит по времени дольше, чем человек глотает слюну. То есть, человек, организм его устроен так, что в каждый определенный промежуток он сглатывает слюну и даже не замечает этого, то есть, постоянно сглатывает слюну. Так вот этот промежуток между одним сглатыванием и другим короткий. Может быть 10 секунд, может быть 15 секунд, а чистка зубов происходит дольше, происходит минуту, происходит полторы минуты, кто-то по 5 минут зубы чистит, кто-то полминуты может чистить. В любом случае, пока он чистит зубы, есть опасность того, что он слюну эту сглотнет, а соответственно зубная паста имеет сильную способность проникать внутрь и уходит вместе со слюной. Поэтому если зубы чистит, либо он должен делать быстро, либо стараться не сглатывать слюну, либо вообще оставить это дело и не заниматься чисткой зубов зубной пастой во время уразы. Говорит: - Бывает часто такое, что эта зубная паста проникает в желудок так, человек этого и не замечает. Поэтому, пророк, саля Ллаху аляйхи васаллям, сказал Лякыты ибн Сабура: - Сильно втягивай воду во время полоскания носа, кроме как если ты держишь уразу. Отсюда берется то, что и через рот нужно стараться удерживаться от тех вещей, которые проникают и имеют силу проникания внутрь, в горло или желудок. Значит, отсюда мы что берем? То, что использование зубной пасты само по себе не является чем то страшным для того, кто держит уразу, но если он знает то, что он не проглотит эту пасту. Или будет предпринимать все усилия для того, чтобы эту зубную пасту не проглотить.

[Примечание редактора стенограммы]: Был задан вопрос Шейху Ибн Баз (да смилуется над ним Всевышний):Каково решение по поводу использования зубной пасты в отношении постящегося?

Он ответил: « Использование зубной пасты для чистки зубов не нарушает пост. Как и «сивак». И ему следует остеречься, чтоб что-либо из этого не попало внутрь. И если что-либо из этого попадет внутрь не преднамеренно, то он не должен восполнять этот день».

Статьи по теме: