Как избавиться от гордыни, высокомерия, тщеславия и самоуничижения? Как бороться с гордостью? Семь советов от Отцов Церкви Как бороться с грехами гордыня не дает.

Марина Никитина

Гордыня – сложный психологический феномен, которому нет четкого определения. К ней относились и относятся по-особенному в разных культурах и вероисповеданиях. Феномен гордыни проявляется сразу в нескольких областях человеческой жизни. И в каждой области знаний она определяется по-разному.

Почему люди, которыми овладела гордыня, ходят, держа голову высоко поднятой, но часто несчастны? Как избавиться от гордыни?

Гордость и гордыня

Гордыня – грех, который в православии определяется как смертельный. Это порок, который приводит к гибели. Гордыня противоположна главной христианской добродетели – смирению. Человека, превозносящего себя выше других людей и Бога, ждет грехопадение, низвержение с высот чрезмерной самонадеянности.

Каноны нравственности, культивируемые в православии, это те нормы морали, которые принято соблюдать в цивилизованном обществе. Даже некрещеный человек знает, что нужно быть добрым, отзывчивым, внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям – любить ближнего своего. Религией почитается смирение, самопожертвование, альтруизм. Эти качества характеризуют человека как духовную личность.

Гордость и гордыня используются в просторечье как слова-синонимы, осознаются людьми как тождественные явления. Между гордыней и гордостью тонкая грань, но веже эти явления не равноценны.

Гордыня проявляется как высокомерие, заносчивость, . Гордость выражается как чувство удовлетворения, объективная положительная оценка своих поступков или способностей, здоровое самоуважение, ценности и честь.

Самоуверенность бывает чрезмерной или обоснованной. Для психологического благополучия личности необходим достаточный , веры в силы и возможности.

Человек гордится собой по какой-либо причине (достижение цели, получение награды и тому подобное), гордыня – беспричинна. Она основана на завышенном или заниженном самомнении.

Горделивый человек неадекватно воспринимает свое «Я», других и окружающий мир. Он считает себя лучше окружающих и ведет себя надменно, даже не замечая того. Его «Я», чувства и мысли важнее остального. Про такого человека говорят, что он «пуп Земли».

Когда индивид успешен и находится на пике благополучия, он оказывается в зоне риска. Гордыня настигает богатых, знаменитых, обладающих официальной или неформальной властью над другими людей. Высокочтимые и статусные личности часто зазнаются, наслаждаясь силой и возможностями, воображая себя всемогущими. Такое отношение к себе становится препятствием для установления доверительных межличностных отношений, окружающие льстят, втайне ненавидя или открыто нанося вред зазнавшемуся гордецу.

Люди, которые живут в нищете или бедности, череде невезений, бесконечных страданий и упиваются несчастьями, также порочно горды. Гордыня мешает им стать счастливыми. Несчастные гордецы выбирают путь страданий и хвастают ими перед другими, любят, когда их хвалят за терпение и мучение. Но страдать, не стараясь что-то изменить, а ожидая, что все наладится само собой, легче, чем на себя и начать смело действовать.

Признаки и последствия гордыни

Есть люди, которые относятся к гордыне как к достоинству, подпитывают ее и похваляются надменностью, заносчивостью, циничностью. Каждый человек – уникальная личность, но неповторимость собственного «Я» не основание для высокомерия.

Гордыня – грех, который ведет к душевному опустошению. По причине иллюзии величия, индивид теряет интерес к окружающему миру, ничто так не интересует и не заботит, как собственное «Я».

Гордыня – своеобразный защитный механизм личности. Это желание спрятать ото всех и самого себя несовершенство и ограниченность возможностей.

Признаки гордыни:

мысли о собственном величии, уникальности, превосходстве, непогрешимости,
, с целью доказать превосходство,
игнорирование своих недостатков, и акцентирование внимания на недостатках окружающих,
частая потребность в похвале, комплиментах, восхищении,
неприемлемость любого рода критики,
нежелание ,
нежелание признавать ошибки, частые оправдания себя,
нетерпимость и неуважение к другим,
уничижительное отношение к людям, которые слабее или менее успешны,
раздражительность, ненависть к счастливым людям,
неприемлемость несовершенства, перфекционизм,
и прощать,
частные необоснованные упреки и обвинения в сторону других,
перенос ответственности за личные проблемы на обстоятельства,
разделение людей по принципу статусности,
потеря ценностей и ,
упрямство,
хвастовство,
неблагодарность,
пафос,
желание нравиться всем и каждому и тому подобное.

Признаки гордыни обнаруживает у себя тот человек, который способен контролировать негативные проявления своей личности. Гордыню нужно побороть раньше, чем она возьмет верх над личностью.

Гордыня лежит в основе психологических и психических проблем, а также же приводит к формированию отрицательных качеств и свойств личности, таких как:

озлобленность, жестокосердие,
закомплексованность,
обидчивость, чрезмерная ранимость,
завистливость,
деградация личности.

Избавившись от гордыни, как источника жизненных проблем, можно достичь гармонии и психологического благополучия.

Как побороть гордыню

Если человек задается вопросом о том, как избавиться от гордыни, значит, он способен с нею справиться. Первый шаг в борьбе с пороком – признать его наличие у себя.

Второй шаг: обозначить проявления гордыни. Понаблюдать за собой в течение одной недели (этого времени достаточно, чтобы выявить проблемы) и записать на листе бумаги одно за другим проявления гордыни. Проанализировать частые и вошедшие в привычку признаки гордыни.

Третий шаг: определить направления работы над собой и действовать.

Например, гордыня у человека проявляется в превозношении себя как непревзойденного специалиста, труд которого безупречен. В этом случае, чтобы спуститься «с небес на землю», достаточно на один день заменить коллегу, чтобы понять и оценить значимость труда другого работника. Даже непрестижный труд достоин уважения и важен.

Учиться смирению. Человек способен на многое, но не всемогущ. Не все зависит от усилий и стараний. Есть вещи, которые нужно принимать со смирением. Нельзя остановить течение времени, пережить заново прошлое и со стопроцентной вероятностью знать, что ждет впереди.
Принимать других людей и жизнь безоценочно. Не стоит пренебрегать кем-то из-за того, что он субъективно хуже. Оценка относительна. Считать себя лучше остальных по причине незаурядного ума, красоты или количества денег, неразумно. Эти ценности не вечны, а для кого-то они даже не являются благом.
Быть благодарным. Говорить слова благодарности не как дежурные фразы (а некоторые люди и вовсе не умеют говорить даже «спасибо»), а делать это искренне. Если человек сделал что-то, выполняя обязанность, стоит его поблагодарить за это, ведь он не машина, а личность. Если человек старается, это нужно замечать и высказывать благодарность. Гордые люди не умеют благодарить, так как считают, что им должны. Люди ниже по статусу воспринимаются ими как прислуга, личный обслуживающий персонал.

Уважать окружающих людей. Уважение проявляется, когда человек интересуется другими, проявляет внимание и заботу. Уважение предполагает сопереживание, стремление понять собеседника и учесть интересы.
Видеть потенциал развития. Человек, возомнивший себя всемогущим, считает, что всего достиг и стремиться уже не к чему. Это невозможно, всегда есть чему учиться и к чему стремиться. Мир не стоит на месте, у личности огромный потенциал развития.
Выслушивать . Высокомерный человек не приемлет критики, а если он еще и властная персона, окружающие боятся отмечать его недостатки. Честная и объективная критика отрезвляет гордеца, становится для него необходимой «шоковой терапией».
Помогать людям. Делиться знаниями, опытом, богатством. Развивая в себе щедрость, человек растет над собой. заменяют эгоистический, «жадный» взгляд на мир на доброе и сердечное отношение к окружающим.
Любить. Личность, объятая гордыней, желает, чтоб ее любили все без исключения. Такой субъект ждет восхваления, поклонения и рабского служения. Но сам не любит себя или любит болезненной, ненормальной любовью. Гордость – это проявление нелюбви к окружающим и к самому себе.

Любовь к другому человеку способна сделать вылечить душу от порока. На смену гордыне к влюбленному человеку приходит желание действовать во благо любимого, даже в ущерб себе. Любящий человек испытывает потребность заботиться, идти на уступки, прощать и соглашаться, быть внимательным и осторожным в обращении с любимым человеком.

7 апреля 2014, 11:18

Гордыня – это коварная штука, потому что расти она начинает не тогда, когда человеку плохо, а наоборот, когда у него всё хорошо. Когда приходит успех, рост, благополучие, похвала и власть – гордыня тут как тут, причём на позитивной волне и эйфории её очень легко не заметить. Но когда она разрастётся и наберёт силу, чаще всего, её уже не остановить. И гордыня возносит человека сначала вверх, ввергая его в иллюзию собственного величия, а потом в один момент бросает его в пропасть, разбивая о землю.

Прежде чем начинать работать с Гордыней, ознакомьтесь с первыми двумя статьями на эту тему:

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы: Как распознать Гордыню и Высокомерие? Как её контролировать и победить? Практические рекомендации и авторские техники.

Как распознать Гордыню?

Чем раньше вы заметите, увидите у себя Гордыню, тем легче вам будет с ней справляться. Чем позже – тем, соответственно, тяжелее вам будет её и признать и одолеть.

Чтобы научиться распознавать Гордыню, во-первых – внимательно прочитайте статью , а во-вторых – обратите внимание на следующие признаки её появления:

  • Возрастающая обидчивость и нетерпимость к несовершенству других людей
  • Обвинение других в своих проблемах и сложностях жизни
  • Рост раздражительности и неуважения по отношению к другим людям
  • Постоянно приходящие вам в голову мысли и образы о собственном величии, уникальности и превосходстве над другими людьми и т.п.
  • Постоянная потребность в похвале и восхищении вами, со стороны других людей: желание, чтобы вас хвалили, говорили вам, какой вы умный, какой молодец и т.д. Помните, если вокруг вас начинают виться те, кого достойные люди называют льстецами и подхалимами – у вас гордыня!
  • Непереносимость критики со стороны других людей, нежелание слышать о собственных недостатках и работать с ними
  • Нежелание признавать свои ошибки и работать над ними
  • Гонор и не способность искренне просить прощения у других
  • Уверенность в собственной непогрешимости
  • Стремление соперничать с другими и доказывать, что вы круче, умнее, достойней и т.п.
  • Не смирение и упрямство – не способность спокойно и достойно принимать уроки судьбы
  • Пафос растёт, а радость в сердце тает. Когда гордыня разрослась, чистая искренняя радость улетучивается напрочь, а в сердце поселяются неудовлетворённость и недовольство.
  • Другие

Возможно я вас не обрадую, но на Земле нет человека, у которого хотя бы в малой степени, но не было бы такого недостатка, как Гордыня. Только одни люди (сильные духом) свою гордыню способны видеть, как зло и смертельный порок, могут её контролировать, держать под каблуком, и вовремя уничтожать. А другие – оказываясь в лапах своей гордыни, неизбежно становятся её жертвами.

Как контролировать и упреждать Гордыню?

Итак, профилактика от Гордыни! Что нужно, чтобы не дать Гордыне расти и разрастаться? Что нужно, чтобы держать её под каблуком и не давать захватывать власть над собой?

1. Каких бы успехов вы не достигали – всегда интересуйтесь теми людьми, которые достигли в жизни больше, чем вы. Учитесь у них, уважайте их.

Как избавиться от гордыни? Психологические и эзотерические методы

В данном разделе я поделюсь с вами и собственными авторскими наработками, техниками. преимущественно эзотерическими, как справляться с гордыней.

Сразу скажу, что большая часть практических рекомендаций из предыдущего раздела, будут работать и здесь.

Так, правильное Смирение, без самоуничижения – всегда будет помогать уменьшить и уничтожить гордыню. Также, как и рост справедливой благодарности Богу, миру и людям. Все 6 пунктов раздела “Как контролировать и упреждать Гордыню” – все отлично работают.

В данном разделе мы рассмотрим, что нужно делать, если Гордыня уже набрала силу, если манечка о собственном величии уже преследует вас.

1. Гордыню нужно признать , что она у вас есть, и в начале это бывает самое сложное. Увидев в себе проявления гордыни или услышав об этом от других, первое,что нужно сделать, сказать себе: “Да, у меня есть гордыня, и Слава Богу мне, как и каждому – есть над чем работать…”, “И пока она не уничтожила мою жизнь, я должен уничтожить её”. После этого можно приступать к устранению причин гордыни.

Когда вы признаетесь самому себе в том, что у вас Гордыня – вы получаете над ней власть! Вы становитесь сильней неё!

2. Гордыня у человека может быть безосновательной, когда он просто хочет считать себя лучше других (такая у него самооценка), а бывает и на основе конкретных причин: достигнутый успех, победа и чемпионство, др.

Если это просто проблема не выстроенной самооценки , то нужно её начать строить – формировать адекватную самооценку без пафоса, иллюзий и обмана:

Если гордыня это следствие каких-то значимых достижений , то нужно сделать следующие:

  • Выписать основные свои достижения и победы (например 10 пунктов), и сказать себе: “Вот за это я себя уважаю, я молодец! За это я благодарю Высшие Силы, мою душу и судьбу, благодарю всех людей, кто мне помогал и поддерживал меня! Но на этом я не остановлюсь! У меня впереди ещё много вершин, которые я не взял, много дел, которые я не сделал, много уроков, которые я не выучил!”
  • Далее нужно сесть и выписать минимум 20 пунктов своих недостатков, проблем, слабостей, над которыми вам нужно работать. Сюда же добавьте те претензии, которые вам предъявляют другие люди, чем они обычно не довольны. Превратите этот список своих недостатков в план для своего развития и работы над собой. И как бы вам не хотелось писать этот список – сделайте это, он поубавит гонор гордыни и очень быстро вам станет легче и приятней на душе.
  • Если вдруг вам будет сложно увидеть свои недостатки и слабости – попросите окружающих рассказать вам о них. Как правило, они это сделают с удовольствием. Вы можете сказать так: Скажи, как ты думаешь, над чем бы мне стоило поработать…” или “Как думаешь, какие качества во мне самые слабые, куда мне нужно обратить внимание?” или “Прошу, сходу назови три мои самые большие слабости, что первое придёт в голову…”.

3. Если вы человек верующий – я считаю вам повезло и у вас всегда есть дополнительные инструменты:

  • Практикуйте регулярно : просите прощения у Высших Сил за свои ошибки и грехи, прощения за гордыню и проявляемое высокомерие. Просите Бога избавить вас от гордыни и достойно пройти это испытание. Просите прощения и у людей, перед которыми вы виновны, всегда кайтесь легко и с радостью освобождения.
  • – каждый день: за то, что вы Человек, а не червяк, за жизнь, за обучение и развитие, за всё, что вы имеете и ещё будете иметь в своей жизни, за людей, которые вас окружают. Благодарность – очищает ваше сердце от гордыни.
  • Молитва Ученика (своими словами, как умеете, лишь бы это было искренне и от сердца): “Я ученик Твой, Отец мой Небесный, прошу веди меня, обучай, научи все испытания и искушения проходить достойно. Прошу научи смирению перед Твоею Волей и одновременно, помоги раскрыть достоинство и величие моей Души. Я принимаю силу и бесконечный потенциал своей души, созданной по образу и подобию Творца, и одновременно принимаю свою малость перед Богом”.

А если вы решите, что вам нужна помощь духовного Наставника или , чтобы убрать этот недостаток или какую-то другую проблему – также заполните !

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Инструкция

Проанализируйте свое поведение и самооценку. Психологи считают, что - это завяшенная самооценка, непомерная гордость, самолюбование и желание непременно всегда и во всем быть первым. Человек, который думает лишь о своем превосходстве не может самосовершенствоваться и развиваться. Его личностный рост приостанавливается, так как самым важным оказывается принижение другого с целью .Если вы чувствуете, что в вашей голове крутятся мысли о собственной неотразимости и величии, возможно, стоит обратиться к психологу. Он поможет разобраться с истоками такой и, скорее всего, вы поймете, что в глубине души вы недооцениваете себя и что все ваши действия направлены на самоубеждение в том, что в жизни все идет как надо.

Примите мир в его разнообразии. Путешественники принимать других людей, иные культурные традиции и обычаи, так как иначе их перемещения по земному шару не имеют значения. Отправьтесь в путь: будьте готовы к тому, что образ жизни людей в другой стране шокирует и поразит вас. Как только вам захочется съязвить по поводу хиджаба или жареных гусениц на тарелке, подумайте, что вы такой же странный объект для аборигенов, как и они для вас. Нужно учиться принимать других людей такими, какие они есть. Это важно и в повседневной жизни: уметь говорить на - не унижаясь и не возвышаясь - с продавцами магазина, с бродягами, с начальством и с соперниками.

Помогите ближнему. Церковь и благотворительные организации проводят множество акций помощи нуждающимся. Выберите что-то для себя: вы можете участвовать в раздаче еды бедным людям, помочь в сборе средств и вещей для детей-инвалидов или разработать собственный проект в помощь пострадавшим от пожаров. Главное - делать это с чистым сердцем, тем самым вы поможете себе, ведь, по сути, вы ничем не отличаетесь от тех, кому вы помогаете.

Попытайтесь добиться чего-нибудь в новой области. Попробуйте сделать что-либо в той сфере, которая никогда не была приоритетной областью ваших интересов: попробуйте сшить яркие наволочки из органзы для гостиной, поучаствуйте в конкурсе на лучший свадебный танец или напишите картину маслом для своей гостиной. Вам нужно позволить себе проиграть - это и будет вашей победой. В любом случае, стоит спрашивать совета у мастеров этого дела, общаться с людьми, которые пытаются сделать то же самое. Так вы обретете новых знакомых и, возможно, преодолев все трудности, преуспеете в новой области.

Видео по теме

Обратите внимание

Если вы хотите помогать людям, нужно делать это от чистого сердца, не ожидая взамен чего-то. Отдавайте бескорыстно. Так вы приобретаете гораздо больше: осознание своей сопричастности доброму делу помогает жить, взглянуть на вещи по новому.

Полезный совет

Полюбите себя: часто гордыня скрывает неудовлетворенность собой и болезненное смаоуничижение. Это и является причиной яростной критики других людей. Примите себя таким(ой), какой(ая) вы есть.

Источники:

  • Гордыня в психотерапии

Некоторые люди испытывают такое чувство, как гордыня. Вообще это понятие означает «желание быть выше других, выделиться». Именно это негативное проявление мешает человеку раскрыть свое внутреннее Я, познать те стороны жизни, которые ранее ему неизвестны. Безусловно, нужно пытаться побороть гордость, в противном случае, уйдет всякий интерес к жизни.

Инструкция

Пересмотрите свои принципы и сложившиеся убеждения, исключите слова «обязан» и «должен». Найдите причину, которая вызывает у вас злость, раздражение, желание отомстить и быть на высоте. Вы даже можете написать ее на листке бумаги и порвать в мелкие клочья.

Перестаньте сравнивать себя с другими. Каждый человек – индивидуален и имеет свои недостатки. Поймите, от того что вы принижаете человека, хорошо вам не будет. Люди просто-напросто отвернутся от вас.

Обратите внимание на себя. Может вы не так хороши, как вам кажется. Существует старая и мудрая пословица «В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не замечаем». Попробуйте отыскать те «бревна», которые скрыты от вас.

Перестаньте командовать людьми, научитесь вежливости, даже элементарным словам «спасибо», «пожалуйста». Поймите, что вам в этой жизни никто ничем не обязан.

Не соревнуйтесь с людьми, просто живите как вам нравится, а не так чтобы возвыситься над другими. Будьте честны, главное, перед самим собой.

Как правило, гордыня возникает на фоне зависти. То есть появляется она, затем желание быть лучше, а когда вы достигаете желаемого – стараетесь показать свое превосходство. Это неправильная тактика в жизни. Поэтому чтобы искоренить гордыню – .

Избегайте споров, считайтесь с мнением других людей. Даже если вам кажется, что точка зрения вашего собеседника неверная, не нужно доказывать свою правоту, вы можете просто высказать свое мнение, но ни в коем случае не вступайте в перепалку.

Не критикуйте людей, которые, по вашему мнению, делают что-то неправильно. Поймите, что это вы так думаете, а, возможно, другие считают это приемлемо.

Делайте людям добро, при этом не надо хвастаться этим. Помогли бабушке перейти дорогу – похвалите себя, но не рассказывайте всем. Оказали материальную помощь – промолчите, не нужно на каждом углу говорить, что вы такой хороший и щедрый.

Совет 3: Гордыня с точки зрения психотерапии: что в ней плохого

Гордыня заставляет человека думать, что он лучше всех, и верно может быть только его мнение. Она недопустима с точки зрения религии, однако и психологи уверяют, что от этой черты характера следует избавляться.

С одной стороны, гордыня – это почти непобедимый грех, ведь человек, в чьем характере присутствует эта черта, никогда не сдается и не способен принять мысль, что он может поступать неправильно. Переубедить его или тем более сломить необыкновенно трудно. С другой стороны, хотя посторонние люди не могут справиться с гордецом, он вполне может уничтожить себя сам, разрушив свою жизнь и оттолкнув всех, кто его любит и ценит. Путь гордыни – это путь одиночества.

Горделивые люди нередко деградируют. Они не принимают критику и искренне верят, что делают все идеально, а их недоброжелатели – либо завистники, либо глупцы. Человек в лучшем случае стоит на месте, не продвигаясь вперед, а в худшем теряет навыки и знания. Даже если гордец добивается успеха, удержать его надолго он не в состоянии. Такой человек не учится на своих ошибках и нередко наступает на одни и те же грабли постоянно, разрушая свою жизнь. Так умный и талантливый актер может уничтожить свою карьеру, не слушая режиссера, постоянно опаздывая на репетиции и съемки и искренне веря, что все вокруг крутится только вокруг него.

Гордыня способна разрушать личность и уничтожать хорошие взаимоотношения. Немногие люди способны в течение долгого времени оставаться с высокомерным, ставящим себя выше других человеком, ведь такие отношения связаны с постоянным унижением, пусть и безмолвным. Ссоры с близкими, постоянные конфликты на работе, разрушение любовных отношений – вот что с точки зрения психотерапии ждет человека, неспособного избавиться от своей гордыни.

Психологи предостерегают: не нужно путать гордость и . У человека должно быть чувство собственного достоинства, он должен любить и ценить себя. Но при этом важно признавать достоинства других людей, видеть и исправлять свои ошибки, совершенствоваться. Это и есть гордость, не дополненная высокомерием и эгоизмом.

Святитель Игнатий Брянчанинов к этому пороку относит целый комплекс поступков, мыслей и переживаний, от презрения к ближнему до ереси.

Пожалуй, кратко охарактеризовать гордость можно, перефразируя слова древнего философа: «Я – мера всех вещей». Опасность гордости даже не в том, что я считаю себя самым лучшим. Дело в том, что я вижу события, других людей, даже Самого Бога только своими собственными глазами – и считаю, что мое зрение стопроцентно.

А мое зрение как минимум ничуть не лучше, чем у всех остальных. И, между прочим, хуже всего мне видно самого себя. Своя голова кажется центром вселенной – а ведь это только моя вселенная, ограниченная и маленькая…

Лучшие советы по борьбе с грехом может дать Сам Бог. в качестве «врачевства против гордости» предлагает чаще перечитывать «места Писания, направленные против неё»:

«Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

«Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3).

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк.16:15).

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

«Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его; и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его» (Пс.135:23-24).

«Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» (Пс.114:5).

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

К рекомендованным преподобным Ефремом Сириным стихам можно добавить общеизвестное: «Бог гордым противится а смиренным дает благодать» (Иак.4:6), «в устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их» (Притч.14:3), «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16) и другие цитаты.

2. «Это не я»

Строго говоря, нам нечем гордиться. еще раз напоминает притчу о рабе, выполняющем свои обязанности:

«Как можно скорее предавай забвению свои заслуги и труды. Стыдно тебе, если пчела и муравей превзойдут тебя в этом. Плод гордости за свои заслуги – злоба, ссоры и вражда между людьми, а за ними – неизбежное чувство ненужности и отчаяние. Видел ли ты когда-нибудь пчелу и муравья в отчаянии? В самом деле, стыдно, если они лучше людей исполняют заповедь Христову: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17, 10)».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин тоже рекомендует приписывать успех своих трудов Богу и поясняет:

«Я говорю это не с тем, чтоб, уничижая человеческие усилия, хотел отклонить кого либо от заботливого и напряженного труда. Напротив я решительно утверждаю, что совершенство без них ни как не может быть получено, и ими одними без благодати Божией оно никем не может быть доведено до надлежащей степени. … Благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица».

3. Математический метод борьбы с гордостью

«Но я же делаю много хорошего, правильного и доброго!» – станет защищаться гордец. И будет неправ. «Много» – это сколько? А если сравнить с количеством грехов?

Так и советует поступить:

«Когда придет тебе в голову безрассудная мысль – сосчитать какие-либо добрые дела свои, тотчас же поправься в этой ошибке и скорей считай свои грехи, свои непрерывные, бесчисленные оскорбления всеблагого и праведного Владыки и найдешь, что их у тебя как песку морского, а добродетелей сравнительно с ними, все равно что нет».

4. Унижение или смирение?

Еще более распространенный спор, чем дискуссия о природе гордости – где граница между смирением и унижением? Правда ли, что христианину должно быть присуще исключительно «чувство собственного недостоинства»?

Нет, неправда. И граница очень проста: унижают человека против его воли, а смиряется он сам. Смирение – активное состояние. Митрополит Антоний Сурожский говорит о нем:

«Когда мы ищем смирения, мы можем ставить перед собой вопрос: как мы относимся к тому, что Господь нас посылает в ту или иную обстановку? С внутренним миром или с протестом, с разборчивостью? “Я не этого хочу, я хочу другого – почему Ты меня сюда послал? Я хочу добра, Ты должен был послать меня в ту обстановку, где все вокруг добрые и будут меня вдохновлять, помогать, нести на руках; почему Ты меня посылаешь в обстановку, где все – мрак, где все – плохо, где все – дисгармония?”

Эта наша обычная реакция, и это один из показателей того, что наша реакция не смиренна. И когда я говорю “смиренна”, речь не о том, чтобы чувствовать себя или сознавать себя как бы побежденными: “Что же я сделаю против воли Божией – смирюсь”. Нет, не побежденность, а активное смирение, активная примиренность, активный внутренний мир делают нас посланниками, апостолами, людьми, которые посланы в темный, горький, трудный мир, и которые знают, что там их природное место или благодатное место».

«Людям гордого нрава полезнее всего быть в повиновении, проводить житие грубейшее и презреннейшее… Ничто так не смиряет душу, как пребывание в нищете и пропитание подаянием».

Понятное дело, что самостоятельно лечить гордость нищетой или послушанием - и жить в нищей семье или в унизительном рабстве – вещи разные. Во втором случае смирение тоже может быть полезно (или вредно – с какой стороны посмотреть), но к искоренению гордости это никакого отношения не имеет.

5. Наказание за грех

Которого сложно обвинить в экзальтированности и нетрезвости, дает совсем радикальный совет – наказывать себя за гордость, в том числе и физически. Собственно, изначально это совет против гнева:

«Найдите веревку – толстенькую – и идите к сестре. Положив ей поклон земной, скажите: добрая сестрица, сослужи мне службу, вот этою веревкою отдуй меня хорошенько. Можете меру назначить – пять, десять ударов, только бы чувствительно было. Делайте так после каждой вспышки гнева. Этот прием и против гордости хорош».

Мы все-таки живем не в монастыре в XIX веке, а в миру полтора столетия спустя. Если мы предложим ближнему пороть нас за проявления гордости, в лучшем случае это вызовет у него недоумение. А вот наказывать себя самостоятельно и без членовредительства не помешает.

Выполнил задание начальника и задрал нос – откажись от футбольного матча. Поглядела свысока на неряшливо одетую коллегу: «То ли дело мой безупречный вкус!» – никакого десерта…

6. Не стесняйся плакать

Отцы Церкви часто говорят о пользе слез, и у современного человека это вызывает непонимание. В чем польза сентиментальных рыданий – даже покаянных?

Святые не сентиментальны. Они умеют жестко обличать грех, проповеди их зачастую грозны. Слезы нужны совсем не для умильных переживаний и не для сокрушения о своей тяжелой жизни и несправедливости. Слезы – это признание своего несовершенства.

Уподобил гордость растению, выросшему на иссохшей земле. Сокрушенное сердце поднимает влажные (слезами увлажненные) пласты земли ради того, чтобы душа принесла новый плод. Плач сочувствия и покаяния – вот ключ к исцелению сухой и черствой гордости.

«Для созидания райской пирамиды не нужны слезы яростного гнева и слезы сожаления о потерянном или не полученном богатстве земном, – поясняет святитель. – Евангельские слезы – это те, что текут из сокрушенного и покаянного сердца. Евангельские слезы – это те слезы, что горюют о потерянном Рае. Евангельские слезы – это те слезы, что смешиваются со слезами детей и страдальцев. Евангельские слезы – это те слезы, что смывают вред, который нанесли мы небесной Любви».

7. Единственный Целитель

Вернемся к началу. Наше зрение слабо, мы неверно оцениваем себя и других, посему полностью доверять себе – гордость, тягчайший грех.

Наш современник архимандрит Кирилл (Павлов) уподобляет гордого человека слепорожденному из Евангелия – получив исцеление от Спасителя, он исцелился и духовно и уверовал в Него. Напротив, люди, не желавшие принять благодать Христа, фарисеи, обвиняли Его в совершении чудес бесовской силой. Это проявление уже не простой, а сатанинской гордости.

«Слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке», – подчеркивает отец Кирилл.

Действительно, сознательное отвержение Христа – Бога – итог гордости, фактическая цель ее. Так что самое надежное средство в борьбе с этим недугом – взирать на Того, Кто может его исцелить. «Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие».

Статьи по теме: