Невербальное общение, или язык вашего тела. Классификация жестов

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Согласно исследованиям ученого Альберта Мейерабиан первое восприятие об ораторе в процессе его выступления строится на 7% из вербальных средств, на 38% – за счет звуковых средств (тон, интонация), и на 55% – за счет невербальных средств (жесты, мимика).

В процессе публичного выступления оратор осуществляет коммуникацию. Последняя делится на вербальную и невербальную. Вербальные коммуникации – это все языковые средства передачи информации. К ним относится аргументация, критика, словесные выражения. Невербальная коммуникация – это все неязыковые средства передачи информации такие, как позы, жесты, мимика.

С момента первого упоминания о жестах в научной литературе ученые обнаружили и зарегистрировали более 1000 жестов. Не маленькое число. Оно значительно затрудняет классификацию жестов. Наиболее широкая классификация делит жесты на естественные (неосознанные, т.е. появляющиеся спонтанно, ими обладает каждый человек) и искусственные (осознанные, часто связаны с профессиональной деятельностью человека, например, дирижер, биржевик).

Однако в данной статье будет рассмотрена другая классификация жестов, которая делится на следующие жесты:

— ритмические;

— эмоциональные;

— указательные;

— изобразительные;

— символические.

Ритмические жесты

Этот вид жестов связан с тактом публичного выступления. Они вступают в речь с паузами, ускорением или замедлением интонации. Когда нужно поставить логическое ударение. Такие жесты мы можем видеть у выступающих по телевизору. Когда человек говорит медленно, спокойно, его жесты не спешны. И наоборот, когда выступающий говорит оживленно, эмоционально, жесты активизируются.

Совет: жестикулируйте для акцентирования внимания.

Эмоциональные жесты

Из самого названия понятно с чем связан этот вид жестов. Они предназначены для эмоционального усиления речи. Используя эти жесты, оратор добавляет выразительности речи. Такими жестами можно изображать радость, грусть, гнев, спокойствие, волнение, восторг, недоумение и т.д. Сложно привести пример такого жеста. Потому как они, как правило, спонтанно проявляются в нашей речи. Но в то же время их можно встретить практически в любом выступлении.

Совет: жестикулируйте для того, чтобы завести аудиторию.

Указательные жесты

С их помощью на сцене мы указываем на что-то. Если во время публичного выступления за вами доска, и вы активно с ней работаете, то все жесты, направляемые на эту доску, являются указательными. Если вам нужно выбрать кого-то из зала для продолжения речи или обратить на кого-то внимание, то вы тоже будете использовать этот вид жестов. Как правило, это движение рукой с вытянутыми пальцами в направлении цели.

Совет: жестикуляция должна быть естественной, следующей естественным импульсам человека.

Изобразительные жесты

Такие жесты являются дополнением к речи выступающего. Это связано со сложностью изложения текста выступления. Иногда легче показать, чем объяснить. Например, вы показываете размер. Если большой, то вы разводите руки в стороны. Если маленький, то вы сужаете ладони друг к другу.

Совет: жесты должны быть открытыми, демонстрировать стремление к контакту, доброжелательность, желание убедить.

Символические жесты

Такие жесты могут передавать глубокое значение и смысл. Достаточно одного жеста, чтобы аудитория поняла оратора без слов, то, о чем бы он хотел сказать. Иными словам получается то, что символический жест заменяет слова. Например, кивок в знак приветствия или поклон как благодарность за аплодисменты.

Совет: жесты должны быть выразительными, украшающими речь.

Введение

Невербальное общение

Жесты: классификация и значение. Культура жестикуляции

Значение жестов

Жесты и коды, выражающие позицию человека в общении

Возможность подделки языка тела

Собеседование в жестах

Как понять, что думает работодатель?

Заключение

Введение

Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют эмоции, манеры партнеров, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, можно осуществить обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Можно понять, как встречено то, что говорите собеседнику. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Глазами человек воспринимает значительно больше, чем ушами. Большая часть информации передается невербальными средствами общения. Многие жесты не могут фиксироваться сознанием, но в полной мере передают настроение, характер и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то необходимо разбираться в жестах и мимике. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника. Возможно использование языка жестов для того, чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими. Бывают случаи, когда именно это необходимо. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с людьми. Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я».>

Язык тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.

На сегодняшний день не существует стандартной классификации жестов. Почти все авторы трактуют её по-своему. Например, Анна Михальская разделяет все жесты на четыре основные группы:

  • § Жесты-модификаторы - это жесты, меняющие «интенсивность» значения слов
  • § Изобразительные жесты
  • § Указательные жесты
  • § Регулирующие жесты

Михаил Львов дает такую классификацию:

  • § Жесты, выражающие ваши душевные движения
  • § Жесты, отражающие размеры предметов и явлений
  • § Жесты, изображающие действия
  • § Жесты-указания
  • § Подражательные жесты и т.д..

Дина Архарова жесты, сопровождающие речь, делит на три вида:

  • § В первом, случае жесты непосредственно передают информацию, они даже могут заменять некоторые слова
  • § Во втором - жесты уточняют имеющуюся в речи информацию
  • § В третьем - жесты выражают чувства говорящего (слушающего), его отношение к содержанию речи

А Дэвид Ламберт в своей книге «Язык тела» делит все жесты на такие группы, как:

  • § жесты встречи и прощания
  • § одобрения и согласия
  • § несогласия и отрицания
  • § неодобрения
  • § властные жесты
  • § жесты напряженности и расслабленности
  • § искренности и лживости.

Знаменитые в своих кругах американские психологи Марк Нэпп и Джудит Холл считают важным моментом в классификации жестов уделить внимание их связи с речью, соответственно они рассматривают независимые от речи и связанные с речью жесты.

Независимые от речи жесты также называют эмблемами или автономными жестами. Это невербальные действия, которые имеют прямой вербальный перевод или словарное определение, состоящее обычно из одного - двух слов или из одной фразы.

Связанные с речью жесты, иногда называемые иллюстраторами, прямо соотносятся с речью или сопровождают ее. Значение и функции этих жестов раскрываются по мере того, как мы изучаем их связь с сопутствующей разговорной речью.

Особенного внимания заслуживает классификация американского ученого Аллана Пиза, так как она связана с эмоциями говорящего или слушающего. В своей книге «Говорите точно» он рассмотрел восемнадцать эмоциональных состояний:

  • § Скука. Если собеседник подпирает голову рукой, он наверняка скучает - и чем сильнее он налегает на руку, тем ему скучнее. Существуют разные степени скуки, выражающиеся почти одним и тем же образом. Когда голова слушателя полностью лежит на голове, и он шумно дышит, вы можете с уверенностью сказать, что ему неинтересно. Подобный жест сигнализирует также о критической оценке собеседника (Приложение №1).
  • § Оценка: критическая. Жест, показанный на рисунке, очень редко используется для чего-либо, кроме критической оценки. Если вы выступаете в роли говорящего, то подобная реакция слушателя должна вас насторожить. Чем дольше собеседник находится в такой позе, тем более критически он к вам относится. Поза, показанная на рисунке 1, является частью совокупностью жестов критической оценки, которая показана на рисунке 2. Человек на этом рисунке отгородился от собеседника барьером рук, его ноги скрещены (оборона), голова наклонена (неодобрение), тело отклонено назад (незаинтересованность), голова опирается на руку (недостаток интереса), левая бровь опущена (скептицизм), пальцы согнуты (негатив) - словом, все признаки отрицательного отношения налицо. Убедить такого собеседника в чем-либо будет нелегко (Приложение №2, 3).
  • § Оценка: позитивная. Полным контрастом к предыдущему рисунку является следующий. Обратите внимание, как легко его рука касается щеки. Это не поддержка, а скорее касание. Такая поза свойственна человеку, оценивающему собеседника позитивно или объективно. Этот человек способен оценить все за и против и подойти к ситуации здраво и спокойно. Совокупность жестов позитивной оценки включает в себя легкий наклон головы (интерес), наклон вперед (интерес) и раскрытые пальцы (интерес) (Приложение №4).
  • § Превосходство. Позу, показанную в приложении №5, часто называют «адвокатской». Она является отличительной чертой адвокатов и главных бухгалтеров. Любят занимать такую позу руководители, крупные менеджеры, словом, те, кто чувствует себя умнее, мудрее, лучше собеседника, то есть люди, ощущающие собственное превосходство. Адвокаты любят эту позу, особенно между собой, когда хотят показать, что знают больше собеседника. Данную позу занимают, если хотят повлиять на собеседника. (Приложение №5).
  • § Уверенность. Пальцы домиком - это один из жестов, которые можно интерпретировать отдельно и который имеет совершенно однозначное эмоциональное толкование - уверенность. Женщины обычно складывают руки на коленях, что выглядит менее агрессивно, чем руки на столе, что предпочитают мужчины (Приложение №6).
  • § Открытость. Значение открытых рук восходит еще к каменному веку - человек показывает собеседнику, что у него нет оружия и нет злого умысла. Сегодня этот жест используется, чтобы продемонстрировать открытость, честность или подчинение. Тот, кто полностью честен или открыт по отношению к вам, бессознательно раскрывает руки в процессе разговора. Тот же, кто не совсем честен, точно так же подсознательно держит ладони вне поля зрения, в карманах или под мышками. Открытые ладони - ключ к определению степени честности собеседника. Тот, кто обманывает, почти наверняка будет стараться спрятать руки (Приложение №7,8).
  • § Оборона. Руки, скрещенные на груди, - универсальный жест закрытости. Вероятнее всего, он происходит из стремления прикрыть сердце и легкие от удара. Люди, привыкшие скрещивать руки, обычно не соглашаются с этим, утверждая, что им такая поза просто удобна. И это правда. «Закрытые люди, люди, занимающие оборонительную позицию, всегда чувствуют себя удобно именно в такой позе. Любая поза или жест удобны, когда они соответствуют вашему эмоциональному состоянию. Если вы находитесь среди посторонних, вам наверняка будет удобнее именно в такой позе. Если вы отдыхаете среди друзей, то вы бессознательно выберете другую. Мужчина (приложение №9) сидит в полностью оборонительной позе - руки и ноги скрещены, кисти сжаты (враждебность), напряженная шея (отказ от участия), склоненная голова (критический подход), пиджак застегнут (защита). Мы не можем понять выражение его глаз из-за тёмных очков, а борода и усы скрывают выражение лица. Все эти факторы делают для изображенного человека почти невозможным установление доверительного контакта с посторонними» (Приложение №9).
  • § Ожидание. Мы потираем ладони, когда ожидаем результата. Энергичное потирание показывает возбуждение, а медленное, неторопливое свойственно ожиданию чего-либо приятного для ожидающего. «Итак, позвольте мне предложить вам хорошую сделку», - говорит менеджер, медленно потирая ладони. «Давайте пойдем в кино!» - кричит ребенок, быстро и энергично растирая ладони и всем своим видом демонстрируя нетерпение. Скорость такого движения может оказаться ключом для собеседника (Приложение №10).
  • § Неуверенность. Почёсывание или потирание шеи пониже и сзади уха - это надежный сигнал, что собеседник не понимает смысл сказанного. Когда человек говорит вам, что не понимает, что вы имеете в виду, подобный жест подтверждает сказанное. Но что делать, ели человек говорит, что всё понимает, но в то же время делает такой жест? Когда вербальный и невербальный каналы вступают в противоречие, предпочтительнее трактовка невербального. Именно невербальные сигналы более точно показывают подлинные чувства собеседника. Почёсывание макушки также сигнализирует о неуверенности (Приложение №11).
  • § Симпатия . Когда между двумя или более людьми существуют определенные взаимоотношения, мы говорим о ментальном контакте, связи между ними. Эта ментальная связь бессознательно проявляется и через язык тела. Мы непроизвольно копируем позы и жесты людей, которые нам нравятся. Для того, чтобы почувствовать связь между нами, мне будет достаточно лишь скопировать ваши жесты и позу - и вы разу же почувствуете, что я вас понимаю. Исследования показывают, что, когда люди находятся среди посторонних, мы никогда не стремимся скопировать их позы и движения (Приложение №12).
  • § Равенство. Современный обычай рукопожатия берет своё начало в древнем ритуале борьбы рук, армреслинга, когда победитель должен был своей ладонью припечатать руку проигравшего. Отсюда и пошло английское выражение «upper hand»,означающее превосходство, господство, а в буквальном переводе значащее «верхняя рука». Современное рукопожатие - это горизонтальная версия армреслинга. Человек, чья рука оказывается выше, ощущает превосходство над собеседником и претендует на доминирующую роль. Когда человек стремится повернуть руку собеседника, то в результате мы имеем крепкое рукопожатие равных друг другу людей. В этом случае оба участника ровно и спокойно относятся друг к другу (Приложение №13).
  • § Доминирование. Совершенно очевидно, что поза, показанная на рисунке, весьма популярна среди мужчин, стремящихся доминировать в обществе. Они обычно постепенно пытаются занять её, и, как только такая возможность им предоставляется, они тут же пытаются доминировать над слушателем или в группе собеседников. Самый простой путь поставить такого человека на место, это предложить ему кресло или стул с подлокотниками. Другой признак доминирования - это рукопожатие ладонью вниз, то есть когда второй человек стремится поместить свою руку над вашей (Приложения №14, 15).
  • § Принятие решения. Если предложить группе мужчин и женщин сделать выбор между двумя вариантами решения А и Б и сказать им, что решение надо принять за 60 секунд. Мы увидим, что большинство из них тут же возьмутся за подбородок. Этот жест показывает, что идет процесс принятия решения, поэтому вам следует дождаться, пока рука оставит подбородок в покое. Очень часто первый последующий за этим жест означает, было ли принятое решение позитивным или негативным (Приложение №16, 17).
  • § Утаивание. Исследования, проведенные Алланом Пизом над людьми, которые по роду занятий являются профессиональными лжецами, - медсёстрами, актерами, политиками и адвокатами, - показали интересные результаты. В одной серии тестов медсёстрам велели солгать пациентам относительно их здоровья и быть достаточно убедительными. В другой серии им велели быть максимально честными и открытыми. Видеозаписи показали, что, когда сёстры говорили правду, они очень редко касались своего лица. Если они и делали это, то случайно, без взаимосвязи с другими жестами и движениями. Однако когда они лгали, то количество касаний лица выросло в десять раз по отношению к нормальному. Отсюда напрашивается очевидный вывод: люди, которые начинают лгать, одновременно начинают касаться своего лица. Касание носа, по-видимому, уходит корнями в стремление прикрыть рот, произносящий лживые слова. Потирание же глаза происходит от детской попытки закрыть глаза обеими руками, чтобы не видеть чего-либо неприятного. Человек, который действительно «не может этого видеть», очень часто использует такой жест (Приложение №18, 19).
  • § Готовность. Большинство птиц, рыб и животных распушаются или надуваются, чтобы сделаться больше и напугать или, наоборот, привлечь внимание, в зависимости от ситуации. Люди недалеко ушли от животных в этой области - они поступают точно так же. Руки на бёдрах зрительно делают человека шире, а поднимание на носки - выше. Вопрос заключается лишь в том, к чему же готов этот человек? Ключом являются обстоятельства, в которых был сделан тот или иной жест. Человек может быть готов к ссоре или, наоборот, к отступлению, готов врезать вам по зубам или пригласить на танец. Мужчина (Приложения №20, 21).демонстрирует готовность к действию сидя. В зависимости от контекста он может быть готов уйти, принять участие в разговоре, что-то купить. Еще раз повторим, что ключом должны быть (Приложения №20, 21).
  • § Раздражение. Когда обстоятельства (человек говорит вам неправду и чувствует, что вы понимаете это, он часто непроизвольно начинает ослаблять воротничок. Создается впечатление, что ему жарко и он хочет, чтобы воздух циркулировал под воротником. Этот жест свойственен и мотоциклистам, попавшим в пробку. Так они выражают своё раздражение. Потирание шеи также может служить сигналом раздражения. Когда две собаки готовы подраться, шерсть на их шеях встаёт дыбом, а на коже выступает испарина. То же самое происходит и с человеком, когда он ощущает, что обстоятельства или его собеседник раздражают его, неприятны ему или даже враждебны. Чтобы облегчить неприятные ощущения, возникающие в районе шеи, человек начинает потирать её. По всей видимости, выражение «свалиться на мою шею» произошло именно отсюда (Приложение №22).
  • § Неодобрение. Если собеседник в процессе разговора вдруг начинает стряхивать с рукава соринки и пушинки в то время, когда кто-то излагает ему свою точку зрения, то это является явным признаком утраты интереса или неодобрения. Если это близкий друг, то вполне возможно, он просто утратил интерес к теме разговора. Точно так же человек, курящий сигарету в процессе разговора, если он не одобряет ваших слов, то предпочитает смотреть вниз, выдыхать дым в том же направлении. Выдыхание дыма вниз почти всегда означает негативное отношение. Этот прием был любимым приемом Хэмфри Богарта, когда он играл подозрительных или таинственных персонажей (Приложения №23, 24).
  • § Недоверие . Когда ребенок говорит неправду, довольно часто прикрывает рот рукой в бессознательной попытке остановить поток неправды. Когда взрослый хочет подавить свои мысли и чувства, скрыть их и не высказывать, он поступает точно так же. «Нет ничего более неприятного, чем аудитория, сидящая с таким выражением на лицах, в тот момент, когда вы излагаете свою точку зрения. Люди, которые не доверяют собеседнику или не согласны с его точкой зрения, часто пользуются таким жестом, поэтому он может служить вам надежным сигналом. Когда ребенок не хочет слушать замечания родителей, он затыкает уши руками. Взрослая версия такого поступка - это потирание уха, почёсывание, загибание мочки и т.д. Обычно этот жест означает: « Я уже наслушался» (Приложение №25, 26).

Таким образом, мы видим многообразие классификаций жестов с точки зрения различных ученых и как следствие разных подходов к ее составлению. Это следует из новизны науки о невербальной коммуникации в целом, и кинесики в частном. Какой классификации придерживаться - решать лишь заинтересованному читателю, мы же придерживаемся классификации Аллана Пиза, так как она неразрывно связана с эмоциональными состояниями человека.

По разным данным примерно десятую часть информации мы передаем словами, больше половины приходится на жесты, разница принадлежит интонации. Цифры в процентном соотношении могут быть немного разными, но пропорция при этом остается той же. А это значит, что главенствующую роль при общении играют жесты. Поэтому им надо уделить пристальное внимание.

Говорят, чтобы верно оценить человека, достаточно первых 10 секунд общения, во время которых мы как будто «сканируем» собеседника. И если жесты не соответствуют его словам, мы интуитивно это чувствуем. Этим объясняются моменты, когда мы не можем понять, чем же нам так неприятен тот или иной человек.

По классификации жесты делятся на общепринятые, эмоциональные (они соответствуют уровню культуры страны проживания), ритуальные (типа приветствия) и индивидуальные.

Благодаря жестам мы можем общаться ярко и эмоционально, понимать иностранцев без знания языка. В порядке исключения некоторые жесты в разных странах трактуются по-разному (кивок, который у нас расценивается как «да», в Болгарии, Турции и Греции означает «нет» и наоборот).

Если сомкнуть в кольцо указательный и большой пальцы, в Америке это будет означать согласие «ОК», у французов - «ноль», у японцев – деньги.

Во Франции и у нас приставленный к виску палец означает глупость, а в Голландии – признак высокого интеллекта.

В Греции не машите рукой в знак прощания - этот жест греки считают нецензурным.

О дурных привычках

"Язык жестов"

Психологи всего мира уже полвека изучают смысл жестов и уже сделали множество выводов, наблюдая за людьми и их манерой держаться. Воспользоваться их советами может каждый желающий, благо, книг по этой теме предостаточно.

Но при попытке «разгадать» человека надо учитывать внешние факторы, чтобы не ошибиться в суждении о том, что у собеседника на уме и искренен ли он. Если мы видим человека, скрестившего руки на груди в 20-градусный мороз, это будет означать попытку как-то согреться, а вовсе не настороженность и враждебность. Кстати, подобный жест типичен для натур творческих в процессе созидания их творений или в состоянии глубокой задумчивости.

Значение жестов

Рукопожатие

Здороваясь с человеком за руку, можно узнать некоторые аспекты его характера. Например, властные мужчины часто протягивают руку ладонью вниз.

Рука ладонью вверх говорит об уступчивости собеседника и готовности отдать первенство партнеру. Уважающие друг друга люди руки друг другу подают ребром вниз. А крепкое рукопожатие полностью выпрямленной рукой говорит об агрессии. Психологически слабые люди с низкой самооценкой обычно и руку пожимают слабо.

Жесты открытые

Открытыми жестами считаются те, при которых руки разводятся в стороны или показываются ладони. Эти жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Подмечено, что расстегнутые пиджаки чаще приводит оппонентов к соглашению, чем застегнутые.

Жесты закрытые

Жесты закрытые – это те, с помощью которых мы всячески заграждаемся, отгораживаемся от собеседника, перекрываем посторонними предметами или руками своё тело. Они говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим. Попытка утаить что-то от партнера или ощущение разочарования выражаются сцепленными в замок пальцами.

Сцепление рук за спиной или наложение ладони на ладонь сигнализирует о высоком самомнении и чувством превосходства над окружающими. Это открытие помогло многим людям обрести уверенность в себе с помощью упражнения: попробуйте руки заложить за спину – и вы тут же почувствуете себя легче и увереннее, сразу же уйдет напряжение.

Если руки засунуты в карманы, а большие пальцы торчат наружу (жест больше характерен для мужчин) – это означает властную натуру или агрессивное настроение.

Жесты прикосновения к лицу

Прикосновение к носу, уху или шее должны вас насторожить – ваш собеседник, скорее всего, лжет (если, конечно, он не простужен!). При этом он еще может тереть глаза.

Люди, которые постоянно держат пальцы около рта, нуждаются в одобрении, защите, поддержке окружающих.

Любители подпирать щеку или подбородок - это обычно люди, чем-либо сильные увлеченные.

Признак того, что человек обдумывает какое-то важное решение – это когда он потирает подбородок.

Жесты нетерпения

Мы выдаем свое нетерпение, если потираем руки или постукиваем пальцами, притопываем ногой и т.д.

Жесты защитные

В состоянии растерянности или неуверенности люди склонны охватывать одну руку другой.

Жесты флирта

Готовность к флирту сигнализируется прикосновением к волосам, поправлением одежды или закладыванием пальцев за пояс. Возможна излишняя жестикуляция, что говорит о взволнованности, возбуждении или неуверенности.

Чтобы излишняя жестикуляция не раздражала окружающих, старайтесь ее побороть или свести подобные жесты к минимуму и попытаться сделать их более плавными. В этом помогут несколько упражнений:

  1. Поговорите со своим отражением в зеркале. Одновременно последите за своими жестами, поймайте себя на тех, которые вам не нравятся, и от которых вы хотите избавиться. Повторите свой монолог отражению еще раз, но уже осознанно следя за жестикуляцией. Упражняйтесь в этом ежедневно, пока не добьетесь необходимого вам результата.
  2. Вообразите себе, что вы – драматический актер, который должен сыграть роль, избегая при этом лишних телодвижений. Задача этого упражнения – рассказать историю зрителям, красочно и при этом просто стоя на месте.
Экскурсоведение. Учебник Емельянов Борис Васильевич

КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕСТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПОКАЗЕ

В показе используются жесты в их простейшем виде – указательные. Экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используют также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах осматриваемого объекта. Используется он и при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где происходили события. Экскурсовод жестом ограничивает объект, определяет его размеры. Широкое распространение получили объемные или иллюстративные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта. Экскурсовод производит движение рукой снизу вверх или слева направо, подчеркивая свои слова. Жесты конструктивные, подчеркивающие особенности конструкции (выпуклость, вогнутость и др.), применяются в архитектурно-градостроительных экскурсиях.

Реконструирующие жесты помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания, удаляет позднейшие пристройки к зданию. Эти жесты экскурсоводы используют в методическом приеме зрительной реконструкции. Они являются частью приема, преследующего цель: дать представление о первоначальной форме (виде) объекта.

Необходимо учитывать дифференцированный подход к выбору жестов при показе одного и того же объекта. Так, экскурсовод использует варианты жестов (побудительные, наглядные, эмоциональные, рекомендующие) в зависимости от состава группы, темы экскурсии, времени года, суток.

Побудительные жесты не связаны с показом и носят организационный характер. С их помощью экскурсовод предлагает выйти из автобуса или занять места в салоне, размещает группу у объекта, просит экскурсантов пройти к следующему объекту.

Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.

Жесты, используемые в рассказе, классифицируются как жесты, подчеркивающие важность излагаемого материала, раскрывающие содержание мысли экскурсовода, поясняющие подтекст рассказа, уточняющие содержание речи экскурсовода. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и эмоциональными. Иногда жест рассматривается как графическое изображение мысли экскурсовода.

Недостатками в использовании жестов на экскурсии являются излишняя жестикуляция, подмена слов жестами, бессмысленность их при показе объектов (опоздание по времени) отрыв жеста от речи, неточность жеста. Недостатком действующей методики является отсутствие научно разработанных правил выразительной и эффективной жестикуляции на экскурсии.

Проявлением эмоциональной культуры экскурсовода является мимика - движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние, переживаемые человеком чувства, его настроение. В ряде случаев мимика способна выразить больше, чем язык. Мимика и жест неразделимы.

Поза экскурсовода. Положение тела во время работы – важный элемент его поведения, независимо от того, стоит он или сидит перед группой. Поза должна быть естественной, удобной, непринужденной. У опытного экскурсовода вырабатывается манера поведения, имеющая свой индивидуальный стиль. При проведении экскурсии он принимает такие позы, которые ему удобны и приемлемы для аудитории. Главное для любой позы – устойчивое равновесие тела и его подвижность. Поза экскурсовода, экстравагантность в одежде и других деталях его внешнего вида (мини-юбка, декольте, обилие украшений, макияжа) не должны отвлекать экскурсантов, становиться объектом их наблюдения.

Первое время, появляясь в группе, экскурсовод внимательно следит за своей позой, затем у него вырабатываются определенные привычки и навыки; в течение двух-трехчасовой экскурсии он неоднократно меняет свою позу, не давая утомиться своему телу. Делается это естественно, чтобы у слушателей не создалось впечатление, что экскурсовод никак не может найти себе места.

Манеры экскурсовода. Большой силой воздействия на экскурсантов обладают манеры поведения экскурсовода, его способ держать себя, форма обращения с другими людьми. Манеры экскурсовода находят выражение в общении с экскурсантами, которые обращают внимание на все: как экскурсовод впервые входит в автобус, как он здоровается с группой, как разговаривает с водителем, как держит микрофон, каким тоном делает замечания. Ничто в его поведении не остается незамеченным. Совершенствуя свое мастерство, нужно избавляться от дурных привычек: громко говорить, излишне жестикулировать, прерывать собеседника, употреблять в разговоре резкие выражения, делать грубые замечания, вести себя вызывающе, экстравагантно одеваться, чрезмерно использовать косметику. Экскурсоводу следует избегать притворства, рисовки, постоянной заботы о внешнем эффекте своих поступков и речи. Недопустимо обмениваться с экскурсантами колкостями, язвительными и враждебными замечаниями.

Экскурсовод является работником контактной зоны. С первых шагов на экскурсионном маршруте он вступает во взаимоотношения с экскурсантами. Многое в успешном выполнении экскурсионной услуги зависит от личности экскурсовода, его индивидуальных качеств. Проявление педагогического такта, вежливости, терпимости, выдержанности, умение сдержать себя в конфликтной ситуации способствуют созданию спокойной деловой обстановки в экскурсионной группе. Доброжелательность и самообладание экскурсовода, использование нейтрализующих фраз в обращении с экскурсантами позволяют избежать возникновения негативных ситуаций. Умение ладить с аудиторией создает условия для установления психологического климата в коллективе.

Большое место в работе экскурсовода занимает выработка навыков этикета. Этой важной проблеме экскурсионные работники уделяют большое внимание. Само понятие «этикет» означает установленный порядок поведения, внешнего проявления отношения к людям. В этот порядок входят обхождение с окружающими людьми, поведение в общественных местах, внере-чевые формы общения (учтивое обращение с женщиной, уважение к старшим, формы приветствия, правила поведения за столом и ведения разговора, обхождение с гостями).

Представляется уместным ввести в обиход организаций и учреждений, занимающихся экскурсионным обслуживанием, понятие экскурсионный этикет. Это будет способствовать повышению культуры туристского обслуживания.

Внеречевые средства общения играют важную роль в процессе проведения экскурсий.

Умение использовать внеречевые формы воздействия не приходит экскурсоводу само. Выработка умений и навыков требует постоянного внимания со стороны руководителей экскурсионных учреждений, методистов, значительных усилий и трудолюбия от самих экскурсоводов. Важную роль в этом процессе призваны сыграть курсы по подготовке и повышению квалификации экскурсоводов, методические секции и постоянная самостоятельная работа экскурсоводов.

Контрольные вопросы:

1. Внеречевые средства общения. Их совокупность.

2. Жесты экскурсовода, их значение и классификация.

3. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии.

4. Внешний облик экскурсовода.

5. Манеры экскурсовода.

6. Речевой этикет экскурсовода.

7. Культура поведения экскурсовода, пути ее формирования.

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ ПОЗ И ЖЕСТОВ В ФОТОГРАФИИ Как определили психологи, человек получает в среднем только сорок процентов информации за счет слов, все остальное - за счет внешнего вида собеседника, его мимики, поз, жестов и интонации голоса.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения автора Ведина Тамара Федоровна

ЖЕСТОВ Жестин, Жестиков, Жестов, Жестяников, Жестянкин, Жестянов, Жестянщиков... Все эти фамилии из разряда «профессиональных»: человек, работавший по жести – раньше говорили: занимается жестяничным ремеслом – не мог остаться без прозвания, так или иначе связанного с его

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Глава 9 На языке жестов Многим людям трудно признать, что человек является все же биологическим существом. Homo sapiens является одним из видов большой, не покрытой шерстью обезьяны, которая научилась ходить на двух ногах и имеет хорошо развитый мозг. Подобно другим животным,

Из книги Все обо всем. Том 2 автора Ликум Аркадий

Кто изобрел язык жестов? Наша жизнь изобилует жестокостями по отношению к тем, чью болезнь окружение не способно понять. Например, на протяжении многих столетий глухонемые считались опасными для общества. Во многих странах их считали ненормальными и помещали в

Из книги 3333 каверзных вопроса и ответа автора Кондрашов Анатолий Павлович

Где проложен самый древний из ныне используемых акведуков? Акведуком называют водовод для подачи воды к населенным пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников. Самый древний (построен римлянами в I веке нашей эры) из ныне

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Язык любовных жестов Поговорка «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» придумана не для красного словца. Ученые установили, что через речь человек воспринимает всего 7 % информации, 38 % - за счет интонации и речи, а 55 % - через мимику и жесты говорящего.Язык нам дан,

Из книги Мир вокруг нас автора Ситников Виталий Павлович

Что такое язык жестов? Нет ни одного человека на Земле, который не пользовался бы языком жестов. В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2 000 жестов. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю. Большой палец, поднятый вверх или

Из книги Основы управления конкурентоспособностью автора Мазилкина Елена Ивановна

Список используемых сокращений и аббревиатур АО – Акционерное обществоАООТ – Акционерное общество с ограниченной ответственностью.БКГ – матрица Бостонской консультативной группыВТО – Всемирная торговая организацияВВП – внутренний валовой продуктГоскомимущество

Из книги Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние автора Фетисов Владимир Станиславович

Список используемых сокращений АК – авиационный комплексАНПА – автономный необитаемый подводный аппаратАТЛ А – аэростатический термобалластируемый летательный аппаратАФАР – активная фазированная антенная решеткаБАК – беспилотный авиационный комплексБАРС –

Из книги Классная энциклопедия для мальчиков [Отличные советы, как быть лучшим во всем!] автора Вечерина Елена Юрьевна

Говорим языком жестов: правила невербального общения Если вы дружите с девочкой, влюблены в нее и не знаете, как перейти к более теплым отношениям, рассказать о своих чувствах, пригласить на первое свидание, то вспомните о том, что в процессе общения люди постепенно

Из книги Учебник выживания войсковых разведчиков [Боевой опыт] автора Ардашев Алексей Николаевич

Из книги Дрессировка для начинающих автора Руцкая Тамара Васильевна

Параметры снарядов, используемых в ОКД Легкоатлетический барьер. Высота – 74 см, ширина – 100 см.Наклонная стена. Высота – 1,6 м, ширина – 1, 5 м. Наклонная стена состоит из двух щитов шириной 1,5 м и высотой 1,9 м, которые соединяются в верхней части. На земле они раздвигаются

Из книги Базовая подготовка спецназа [Экстремальное выживание] автора Ардашев Алексей Николаевич
Статьи по теме: