«Нажить много денег – храбрость, сохранить их мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах)

Я считаю, что нажить много денег – это умение. Что же имел в виду автор изречения, когда утверждал, что это – храбрость? Видимо то, что нужно быть очень смелым человеком, чтобы подвергнуть себя искушению богатством. Немногие люди без потерь проходят через испытание большими деньгами. Россия знает немало примеров, когда выигравшие по лотерее миллионы – спивались и очень быстро просаживали все деньги без пользы. Рисковать большими деньгами, начиная предпринимательскую деятельность – храбрость. Кроме храбрости богачу необходима мудрость, так как большое количество денег нуждаются в защите от посягательств других лиц или организаций. Защитить богатство способен очень умный человек. Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента. Богач должен очень хорошо разбираться в экономике и знать функции денег: быть мерой стоимости товаров, быть средством обращения, быть средством накопления сокровищ.

Очевидно, что деньги должны быть вложены в производство в виде инвестиций. Тогда они будут и приносить дивиденды их обладателю, и приносить пользу обществу в производстве нужных товаров и услуг, создании новых рабочих мест. А закапывать деньги в землю в виде кладов недальновидно: нет пользы никому. Неумно также удовлетворять свои амбиции через аукционы миллионеров, разгульный образ жизни. Зарабатывать большие деньги – талант отдельных личностей. Научить свое богатство работать на созидание, а не на разрушение – искусство. Ярким примером на все времена служит деятельность мецената Павла Третьякова. Я согласен с мнением А.Бертольда в той части, что богатство должно находиться в руках высоко нравственных, образованных, воспитанных, стойких к жизненным испытаниям людей с большим жизненным опытом.

Революции – варварский способ прогресса. (Ж.Жорес)

Революция – это коренной перелом в жизни общества, ведущий к смене старых порядков на новые. Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Основанные на насилии, все известные революции несли в себе собственную смерть, обрекали народы на гражданские войны, ломали судьбы людей. Парижская коммуна хранила свои завоевания 72 дня, Великая Французская революция – 5 лет, Октябрьская революция в России – 72 года. И каждый раз общество возвращалось на круги своя, к тому этапу, который был насильственно прерван революцией. Угасая, революции оставляют след. Чем гуманнее и справедливее были идеалы революции, тем ярче этот след. Все известные революции дали человечеству урок недопустимости достижения социального прогресса через насилие. Вспомним кровавое изобретение времен Великой Французкой революции доктора Гильома - гильотину. В конечном итоге гильотина отняла жизни и самых яростных революционеров-якобинцев.

Если в прежние времена деспотизма и самодержавия революции являлись вынужденными формами протеста, то сейчас, в эпоху торжества идей демократии предпочтительнее эволюционный путь развития общества. Я уверен, что эволюция (замедленная или ускоренная) в зависимости от обстоятельств, составляет «естественное русло движения человечества» (по Смирнову).

Я согласен с мнением французского историка Жана Жореса, что революция - варварский способ прогресса.

«Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)

Э.М. Ремарк называет деньги свободой. Деньги, согласно Ремарку, дают возможность их владельцу поступать так, как он захочет. Например, купить какие-либо товары, дать их под залог, обменять на ценные бумаги. Все это может сделать лишь человек, владеющий деньгами. Он по сравнению с человеком без денег обладает огромным преимуществом в осуществлении своих желаний, он экономически свободен. Я согласна с позицией Ремарка. Для аргументации своего мнения приведу определение и основные функции денег. Деньги - всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга. Деньги выполняют следующие функции: 1) мера стоимости; 2) средства обращения; 3) средства платежа; 4) средства накопления; 5) мировые деньги (оплата внешнеторговых сделок). Функции денег разнообразны, их владелец может применить их по-разному по своему желанию: приобрести товары и услуги (функция обращения), оплатить ими долги или обязательные платежи (функция платежа), положить их в банк для увеличения суммы денег (функция накопления), и др. Владелец денег может организовать свое производство, потому что обладает первоначальным капиталом, и заняться предпринимательской деятельностью. Таким образом, деньги делают человека свободным по отношению к принимаемым им экономическим решениям, поэтому можно утверждать, что деньги - это свобода. Свобода выкована из золота, по утверждению Ремарка, потому что для денег во времена Ремарка устанавливалось золотое обеспечение, т. е. каждой единице валюты соответствовала определенная установленная масса золота. Свобода - это возможность человека удовлетворить любые потребности. Например, с помощью денег мы можем осуществить все физиологические потребности (жилье, еда), мы можем удовлетворить социальные потребности (общение, путешествие). С помощью денег осуществляются престижные потребности (дорогая иномарка, платье), удовлетворение духовной потребности (стать художником, поэтом). Наличие денег делает человека независимым. Я согласна с Ремарком. Деньги - это свобода. Но свобода из золота. А золото много весит. Поэтому некоторые люди считают, что по-настоящему свободны лишь бедняки, которым нечего терять. Наверное, необходимо соблюдать золотую середину: деньги дают нам свободу удовлетворять все свои потребности, но нельзя, чтобы целью человека становились только деньги и их зарабатывание.

Разбор цитат из блока «Экономика»

0. «Человек может лишь активно собрать себя в личность» © М. Шеллер

Проблема: роли деятельности в становлении личности

Смысл цитаты: лишь в деятельности человек может стать личностью т.к. в процессе деятельности человек вступает в общественные отношения, следовательно, проходит процесс социализации

Аспекты: человек как личность и роль деятельности в становлении личности

Пример: из истории известно, что большое влияние на личность Петра I оказало его пребывание в Немецкой слободе. Там она общался с образованными иностранцами, знакомился с иностранной культурой и военным делом. Впоследствии это отразилось на реформах Петра, направленных на европеизацию страны, а также в создании военно-морского флота. В детстве Пётр, играя в полководца, управлял "потешными полками". Таким образом он в игре учился военному делу. В этом проявилась такая функция игры, как развитие личности и получение ею необходимых навыков и знаний.

Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.

Проблема: ограниченности ресурсов

Аспекты: экономика как наука и ограниченность ресурсов.

Пример :Как наука: экономический прогноз помог избежать кризиса и люди избежали продуктового дефицита.
Ограниченность:
В СМИ было известие, что в России осталось нефти примерно на 20 лет, то есть рано или поздно человеку придётся быть более экономным и озабоченным поиском нового источника топлива, которым можно будет заменять природный, и он будет более безопасным.

Меньше всего экономика может создать нового человека,экономика относится к средствам, а не к целям жизни.»

Проблема: роль экономики в жизни общества

Смысл: главной целью экономики является удовлетворение потребностей человека, а не его изменение.

Аспекты: экономика как хозяйственная деятельность и экономика как наука.

Пример: нобелевскую премию по экономике получает Ричард Таллер, который разработал теорию умственных счетов, которая объясняет, как люди принимают финансовые решения и показал это на примерах как люди отдаются сиюминутным соблазнам и не способны заниматься планированием, вследствие чего ведут себя нерационально по отношению к темсредствам, которые у них есть. Экономист предложил методы решения этой проблемы.
политика Пётра 1 устанавливал налоги на табак, воск, соль, заставлял купцов получать за рубежом образование, чтобы они развивали экономику России.
Пример, в котором человек, используя экономические знания, развил свой бизнес.

Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться.»

Проблема: эффективного использования ресурсов

Смысл: не столько важно обладать ресурсами, сколько правильно их использовать в процессе производства

Аспекты: Рациональное поведение потребителя, фирмы, государства и деньги как средство накопления.

Пример: 1)Япония, которая сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами, так как умеет рационально и эффективно использовать ресурсы. Как они выгодно жильё создаёт, как экспортируют морепродукты, машины.

Получит прибыль, не рискуя приобрести опыт, удостоимся награды, не работая, невозможно, как и жить не будучи рождённым.»

Проблема: предпринимательства.

Смысл: Для того, чтобы добиться желаемой цели, нужно идти на риск, ведь риск это неотъемлемая черта предпринимательской деятельности.

Аспекты: Прибыль (что такое, как получают, с помощью чего и чем характеризуется. Стабильная прибыль большая немыслима без умения соединить все) как факторный доход и все факторные доходы предпринимательской деятельности и риск как неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности.

Пример: успех ТНК apple , один из основателей - Стивен Возник разработал компьютеры и по совету своего приятеля начал продавать их. Сначала он не получил выгоды, но успех у ему пришёл спустя год, прибыль резко выросла, сотрудники увеличились до нескольких тысяч, и признание во всем мире.

Проблема: рационального использования ресурсов.

Смысл: обладание денежными средствами не имеет смысла, если человек не умеет рационально распоряжаться теми благами, которыми он обладает.

Аспекты: деньги как средства накопления и рациональное использование ресурсов. (не забыть про предпринимательские способности сказать)

Пример: из СМИ в 2008 году братья Винксмалы отсудили у Макра Цукенберга 65 млн.долларов, а следом вложили часть этой суммы в не особо популярную на тот момент валюту биткоины. Братья пошли на риск, вложившись в криптовалюты, однако не ошиблись. Винксмалы смогли грамотно распорядиться денежными средствами, благодаря чему в 2013 году они обладали биткоинами на сумму почти 11 млн.долларов, в 2017 году курс биткоина значительно вырос и на данный момент достиг отметки в 20 тыс.долларов. Рациональное использование денежных ресурсов позволило братьям стать обладателями состояния размером более чем 1 млрд.долларов.

3. «Реальным источникам власти государства над потребителем является контроль над производством»

Проблема: командной экономики.

Смысл: главным источником управления государства над человеком является степень вмешательства в экономическую жизнь.

Аспекты: экономическая политика государства и плановая экономика как способ максимального вмешательства в экономическую жизнь.

Пример: товарный дефицит в СССР, когда государство полностью контролировало производство, поэтому потребительские товары были в ограниченном количестве, а все производство было больше ориентировано на промышленность, была тотальная власть над потребителем, потому что плановики решали какие товары будут производиться и в каком количестве.

36. «Налоги- это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого.»

Проблема: сущности налогов.

Смысл: из налоговых отчислений государство формирует расходную часть бюджета, из которой выделяет средства на социально значимые нужды.

Аспекты: фискальная функция налогов и распределительная функция налогов.

Пример: например, во Франции ввели прогрессивную систему налогообложения, направленную на помощь малоимущим слоям населения, что в свою очередь снижает социальное неравенство. Благодаря этому учитывают интересы всего французского общества. Налоги с обеспеченных слое населения,у которых доход выше 75 тысяч евро составляет 45 процентов, а налог с тех, у кого 10 тысяч евро 10 процентов. Как они в интересах целого реализовываются.

13. «Первая цель качество, а прибыль сама придет».

Проблема: влияния качества товара на спрос.

Смысл: улучшая качество продукции, выбирая интенсивный путь развития, делая ставку на качество, производитель увеличивает спрос на свой товар.

Аспекты: интенсивный путь развития экономики и последствия интенсивного экономического роста./ интенсивный путь развития экономик и факторы спроса.

Пример: какой товар, какая услуга качественная и показать, как это сказалось на прибыли.

28. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».

Проблема: рационального использования денег.

Смысл: деньги необходимо вкладывать,

Аспекты: рациональное поведение и функции денег(и их роль)

Пример: из истории. Создание финансовой империи Джона Рокфеллера. Изначально он был человеком бедным, экономил на всем для того, чтобы обеспечивать свою семью. Однако потом, осознав простую истину того, что только деньги делают деньги, он начал активно вкладывать сбережения в маленькую сельхозкомпанию, а потом на заработанные деньги открыл бизнес «СтандартОил» и вскоре получил огромную прибыль с добычи нефти в США, заработанные деньги Рокфеллер никогда не тратил на развлечения или удовольствия, каждый заработанный им цент он вложил в дело, как бы подтерждая, что деньги делают деньги, как удобрения облагораживают почву. / Роман Ф.Скотта Фицжеральда «Великий Гетсби» о жизни мальчика из семьи фермеров. Ему удается пройти путь из грязи в князи, то есть стать из полунищего фермера со среднего запада богачом. Деньги помогли главному герою стать знаменитым человеком, получить всеобщее уважение и любовь. Таким образом, роль денег в данном случае сложно переоценить. Они делают самого человека, его авторитет значимость в обществе. В каком-то смысле Гетсби действительно разбрасывал деньги как навоз, но это помогло ему заслужить авторитет на Лонг-Айланде.

18. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот, это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора».

Проблема: экономической свободы.

Аспекты: экономическая свобода и её сущность, предпринимательство как неотъемлемая составляющая экономической свободы.

Пример: Сингапур предоставил гражданам полную свободу в экономической деятельности, бизнес та может открыть каждый практически за один день. Упростили бюрократию, произошел экономический скачок за счет этого.

5. «Лучшая хозяйственная система та, которая не убивает свойственного предпринимательству оптимизма и не навязывает ему сугубой расчетливости».

Проблема: зависимость предпринимательской деятельности от существующей экономической системы.

Смысл: государство должно так строить свою экономическую политику, чтобы создавать условия и равные возможности для реализации предпринимательских способностей граждан.

Аспекты: экономические системы и их влияние на развитие бизнеса и предпринимательство и его роль в рыночной экономике.

Пример: политика СССР запрещала занятие предпринимательской деятельностью и спекуляцией по 154 статье уголовного кодекса, предусматривала ответственность за спекуляцию вплоть до штрафов и лишения свободы, до конфискации имущества. Второй пример из рыночной нужен.

38. «Конкуренция обеспечивает лучшие качества продуктов и развивает худшие качества людей».

Проблема: влияния конкуренции на людей

Смысл: конкуренция может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на деятельность людей.

Аспекты: положительные черты конкуренции и отрицательные черты конкуренции.

Пример: из СМИ. Конкуренция между Аpple и Samsung. Они постоянно стремятся друг друга обогнать, борются за качество, этим выигрывают покупатели, т.к. качество продукции становится лучше. Раньше были кнопочные, теперь супер гаджеты стали.

37. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».

Проблема: сущность инфляции

Смысл: когда происходит обесценивание денег и падает их покупательская способность, то люди могут почувствовать себя миллионерами, в том плане, что их номинальные доходы возрастают.

Аспекты: доходы в условиях инфляции (различие номинальных и реальных доходов) , негативные последствия инфляции.

Пример: гиперинфляция в Германии 1921-1923 гг, когда деньги сжигали тоннами. Цены за три дня вырастали вдвое, а за месяц в 800 раз, в магазинах менялись цены несколько раз в день, а зарплаты людям выдавали ежедневно, чтобы те успели хоть что-то на них приобрести. Это привело к ужасным последствиям.

Проблема:роли государства в экономике.

Смысл: экономическая политика государства должна быть направлена таким образом, чтобы она не мешала свободному развитию бизнеса, действию рыночного механизма, а оказывала влияние лишь тогда, когда это бывает необходимо для его оздоровления.

Аспекты: структурное и стабилизационное направления экономической
политики государства. + рыночный механизм

Пример: Так, в Ведомостях сообщалось о том, как ФАС раскрыла сговор 5 фармацевтических компаний: «Инвамеда», «Микромед», «Медпролайф», «Медторг» и «Проммедзакупка». Фирмы нарушили закон о конкуренции и заключили соглашение о поддержании цен на торгах. По словам ФАС, цель сговора- получить госконтракт по максимальной цене с минимальным снижением стартовой. По данным ФАС это один из крупнейших картелей. Ответчики сознались в нарушении и от дальнейшего участия в картели отказались.
Данный пример иллюстрирует, как государство вмешивается в «бизнес» для того, чтобы стабилизировать его, восстановить справедливость, обеспечить конкуренцию между участниками рынка.

А умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

Современный мир без денег представить просто невозможно. С ними неразрывно связаны все успехи мировой цивилизации. Они создали общество таким, каким мы его видим, с его достоинствами, противоречиями и недостатками. Однако деньги продолжают развиваться и видоизменяться, так что их история продолжает оставаться динамичной.

Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и многое-многое другое. Но деньги не должны быть самоцелью, да, они необходимы, но не стоит становиться рабом этих бумажек.

Люди по-разному относятся к деньгам. Но можно смело сказать, что деньги не оставляют равнодушными никого. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушными никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует.

Жизнь современного человека сложно представить без денег. Они проникли во все сферы нашей жизни. Трудно себе вообще вообразить, как можно обходиться без них.

С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни, общества и каждого человека в отдельности. Выражение "нет денег" мы слышим постоянно. Люди постоянно сталкиваются с проблемой нехватки денег. Денег не хватает не только тем, у кого зарплата ниже среднего уровня, но и тем, у кого намного выше. Проблема заключается не в количестве заработанных средств, а в неумении правильно их тратить. А все потому, что многие люди просто не умеют считать свои деньги, не знают, сколько им надо, чтобы прожить до следующей зарплаты, и не умеют правильно тратить, чтобы не было постоянного перерасхода.

Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это – одно из самых замечательных и даже поразительных изобретений человека. Роль денег в истории постоянно возрастала и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало велико. В современном мире деньги стали таким же предметом первой необходимости, как вода, воздух и пища.

Деньги нужно тратить с умом, трезво оценивая свои финансовые возможности и потребности. Экономия позволяет сократить необязательные затраты и потратить средства на более нужные вещи.

И здесь как нельзя лучше подходит высказывание Алана Фромма: «Искусство пользоваться деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся

в себе и понимаем свои хотения, тем меньше мы можем управлять ими,

а значит и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения…»

Текст большой поэтому он разбит на страницы.

В данном высказывании Авербах выражает мысль о том, что гораздо сложнее и важнее не просто заработать и накопить как можно больше денег, а суметь правильно их распределить в соответствии со своими потребностями. Раскроем данную тему с помощью теории.

Деньги – это особый товар, являющийся эквивалентом стоимости других товаров или услуг. По формам различают наличные и безналичные деньги. Деньги играют огромную роль в производстве, ведь они составляют половину от общего капитала фирмы – финансовый капитал. Деньги осуществляют множество функций, например, могут быть средствами платежа, мировые деньги. Особо важными функциями, на которых основываются не только экономические процессы, но и другие сферы жизни, являются деньги как мера стоимости, средство накопления и средство обращения. Производители устанавливают определённую цену на товар, то есть приравнивают к какой-то сумме денег. Покупатель, оценивая полезность товара, может предложить за неё другую цену (естественно, меньшую). В данных ситуациях деньги выступают как мера стоимости товаров или услуг. В нормальных условиях люди, получая доход от своей деятельности, расходуют сбережения на свои потребности, однако тратится на все деньги. Часть из них откладывается и сберегается. Так деньги выступают средством накопления, о котором и говорит Авербах в своем высказывании. Вступая в экономические отношения, людьми изо дня в день совершается немалое количество сделок, покупок, оплачиваются налоги, кредиты. Для всего этого снова используются деньги, выступая средством обращения (или платежа). Все эти функции осуществляются в тесной связи, взаимодействуя друг с другом. Чтобы деньги приносили пользу, обращаться с ними нужно с умом. Для начала их нужно научиться зарабатывать, затем сберегать. Но определяющим, самым главным умением в любом случае остается способность правильно распределять и расходовать деньги. Как говорит Авербах, это действительно «искусство», и не каждый им владеет.

Из курса обществознания нам известен пример деятельности основателя IKEA Игвара камрада. Этот человек никогда не упускал возможности сберечь немного денег. Несмотря на то, что Ингвар имел достаточно денег для роскошной жизни, он жил в обычном доме, вбирал 3-х звездочные отели, ездил на велосипеде. Накопленные сбережения он направлял на расширение своего бизнеса, что в итоге сделало IKEA одной из самых богатых и крупных ТНК. Таким образом, именно умение направлять деньги в правильное русло, расходовать их с умом являются определяющими умениями, которые способны привести к успеху. Правильное распределение расходов требует гораздо больше усилий и знаний, чем умение зарабатывать и копить деньги.

В журнале «Экономика и право» я прочитала статью о миллиардере Сэме Уайле. Это американский бизнесмен из Далласа, который обеспечил работой многих людей, сколотил огромное состояние, инвестируя деньги в ресторанный бизнес, розничную торговлю, компьютерные компании. Однако этот человек потерял все свои средства и сейчас является банкротом. Правительство США преследует Сэма за неуплату налогов, долги из-за открытия офшорных компаний, а также он должен огромные суммы своей жене после развода. Мы видим, что человек научился зарабатывать деньги и даже сберегать их. Однако он не овладел «искусством» правильного распределения средств. Пример доказывает всю важность умения правильно тратить деньги и негативные последствия от неразумного распределения средств.

Таким образом, для достижения настоящего успеха недостаточно уметь зарабатывать много денег. Нужно обладать мудрость для того, чтобы суметь сберечь эти деньги. А затем человеку необходимо овладеть самым важным и сложным умением – умением правильно распоряжаться деньгами. Эту способность действительно можно назвать «искусством», ведь она требует множества знаний, усилий и умений планирования.

Статьи по теме: